Валерий Фальков выступил на «правительственном» часе в Госдуме

Глава Минобрнауки России рассказал о формировании новой модели высшего образования в стране и работе над Стратегией развития образования.
Министр обозначил ключевые отличия новой модели высшего образования от существующей системы высшего образования.

Уход от бакалавриата. По многим направлениям он так и не стал самодостаточным образованием, который понимают и признают работодатели. В бакалавриате студенты осваивают программу без конкретной специализации и получают в результате обобщенную квалификацию, что требует массового «доучивания» в магистратуре.

Вводим новый единый уровень – высшее образование. Новая модель обеспечит подготовку полноценных специалистов в один такт. Например, это будет квалифицированный «горный инженер», «учитель математики», «молекулярный биолог» и так далее. Чтобы, открывая диплом, работодатель сразу понимал, какого специалиста, с какой квалификацией подготовил вуз.

Сроки образования. Срок должен быть достаточным для завершенной подготовки специалистов. Для большинства ключевых специальностей – инженеров, врачей, учителей – срок обучения составит в пределах 5 лет. Будут и более короткие программы, например, для сферы туризма и индустрии гостеприимства. Для освоения особо сложных видов деятельности, например, в фундаментальной инженерии, будут предусмотрены более длинные сроки обучения.

Магистратура становится уровнем получения специализированных углубленных знаний для тех, кто имеет практический опыт. Она будет сосредоточена в вузах и научных институтах, где для этого есть соответствующие кадры и учебно-материальная база.

Изменится место аспирантуры. Из третьей ступени высшего образования, как сейчас, она станет отдельным видом профессионального образования, нацеленным на подготовку научно-педагогических и научно-исследовательских кадров. Главным критерием эффективности будет успешная защита диссертации.

«Никакое технологическое лидерство невозможно, если система образования готовит тех, кто может лишь обслуживать завезенные технологии. Система образования должна отвечать приоритетам общества и государства, а не представлять собой слепое копирование чужого опыта», – заключил Валерий Фальков.

Минобрнауки России вместе с университетами и работодателями разрабатывает новый перечень специальностей, отвечающий современным вызовам.

«Мир стремительно меняется, и появляется растущий запрос на принципиально новых специалистов. На этот запрос мы ответим новыми специальностями. Такими, например, как «Проектирование и эксплуатация беспилотных мобильных систем», «Аддитивные технологии», «Проектирование и эксплуатация систем высокоскоростного движения»», – сказал Валерий Фальков.

Он добавил, что новые специальности и программы нацелены на развитие новых отраслей экономики, социальной сферы и наших крупных технологических проектов.

Важнейший приоритет Стратегии развития образования – преподаватели вузов.

«Во главу угла в Стратегии поставим преподавателей вузов. Сосредоточим внимание на мерах социальной поддержки, системе материальных стимулов, повышении квалификации и, конечно, снижении разного рода нагрузки», – сказал Министр.

Панируется обновить государственные образовательные стандарты под новую модель высшего образования и новый перечень специальностей. Сейчас разработан и обсуждается макет такого стандарта.

«В основе этого стандарта будет фундаментальное профессиональное и социально-гуманитарное ядро. Принципы, которые положены в разработку стандарта, – это обязательное увеличение практической подготовки и гибкость, то есть возможность подстраивать образование на старших курсах под потребности рынка труда, работодателя и конкретного студента», – сказал он.

Министр добавил, что в рамках Стратегии развития образования будет необходимо продолжить сближение двух уровней образования – среднего профессионального и высшего. В целом более 30% выпускников колледжей поступают в вузы, из них почти 90% – на заочную форму. При этом 40% поступающих идет на инженерные специальности. Эту ситуацию надо менять, отсекая траекторию некачественного инженерного образования.

«Надо дать возможность лучшим выпускникам программы СПО через ЕГЭ или после получения практического опыта – что более предпочтительно – поступать на сокращенные программы высшего образования, но только в очной форме», – подчеркнул Министр.

С введением новой модели высшего образования вовлеченность работодателей будет увеличена.На недавнем Совете по науке и образованию при Президенте РФ Общероссийский народный фронт привел данные опроса, согласно которому лишь 15% работодателей подтверждают свое участие в совершенствовании программ инженерного образования.

«Наш ответ уже находится здесь, в Государственной Думе. Это законопроект об учебно-методических объединениях в сфере образования. Мы поддерживаем предложение принципиально перезапустить участие в деятельности такого рода объединений за счет представительства в них работодателей», — отметил Министр.

По словам главы Минобрнауки, в составе ФУМО должно быть не менее половины работодателей. Тогда они будут действенно транслировать свои ожидания к системе высшего образования.

Важное и необходимое изменение – переход к регулированию платного приема в вузы.

«Я приводил пример, что из 4,5 млн студентов 1,2 млн – примерно треть – обучаются экономике и юриспруденции. Последние пять лет мы последовательно сокращали бюджетные места на экономику, юриспруденцию. При этом 86% студентов обучается на этих направления платно. Это явно не соответствует запросам экономики», – сказал Министр.

Он добавил, что платное обучение нужно нацелить на решение задач государства. Отдельное внимание Министр уделил выдаче образовательных кредитов по ставке 3 процента. Анализ первого опыта нескольких лет выдачи данных кредитов показал, что большое количество такой помощи идет на субсидирование подготовки юристов и экономистов.

«Мы озвучили наши предложения, получили поддержку Президента. Считаем, что такие льготные образовательные кредиты по ставке 3 процента должны предоставляться только поступающим на приоритетные специальности, прежде всего инженерные, программы подготовки врачей, учителей и специалистов в естественно-научных отраслях», – подчеркнул Валерий Министр.

Завершая выступление на «правчасе», Валерий Фальков поблагодарил депутатов и Председателя Госдумы за совместную плодотворную работу по формированию системы высшего образования.

«Предстоит еще большая работа, чтобы все новые подходы получили отражение в Стратегии развития образования. Как сказал Вячеслав Викторович, сегодня у нас старт, Стратегия начинает разрабатываться, и мы начинаем проработку с уже достаточно понятным образом результата», – сказал глава Минобрнауки.

Напомним, что 27 июня 2022 года в Госдуме было положено начало масштабной работе по стратегическому изменению системы высшего образования Российской Федерации. Тогда, на парламентских слушаниях, которые прошли по инициативе и под руководством председателя Госдумы Вячеслава Володина, были сделаны принципиальные выводы о необходимости строить «национально ориентированную систему высшего образования, основанную на безусловном приоритете интересов и потребностей российского общества и государства».

Президентом России Владимиром Путиным эта задача была поставлена в ряд высших государственных приоритетов. Он обозначил принципы данной работы – необходимость «синтеза всего лучшего, что было в советской системе образования, и опыта последних десятилетий» и необходимость «все продумать, проработать до мелочей», чтобы переход на новую систему был плавным и создавал больше возможностей для студентов.

https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/novosti-ministerstva/95016/

bandar slot

musik populer

Games Online Indonesia

Berita Bola Dunia

bandar slot

salonbalayageri

youngcatholicmums

Anime Verse

Informasi Tentang Kucing

alexaslot138

alexaslot138

slot kamboja

slot kamboja

slot 1000

apk slot