Педагоги Санкт-Петербургского горного университета рассказали об основной цели изменений, происходящих в системе высшей школы
Одной из приоритетных задач текущей модернизации системы высшего образования является повышение роли института наставничества. Ведь учебный процесс должен не только содействовать профессиональному становлению студентов за счёт освоения ими новых знаний и навыков, но также обеспечивать процесс нравственного воспитания молодёжи. Ещё Аристотель утверждал, что от эффективности этой деятельности «зависят судьбы империй», а Иоганн Песталоцци и Константин Ушинский называли её «основной целью школы».
«Миссия любого высшего технического учебного заведения состоит в том, чтобы его выпускники стали компетентными специалистами и обеспечили смену поколений на производстве, в науке и педагогике. Но, конечно, не менее важно помочь им вырасти достойными гражданами своей страны, настоящими интеллигентами, которых отличают высокие нормы морали, порядочность и благородство души. Для того, чтобы вывести эту работу на новый уровень, мы закрепили за каждой группой первокурсников педагогического наставника. В его задачу входят содействие адаптации вчерашних школьников к новой академической среде, а также формирование у них позитивных поведенческих принципов за счёт морального развития», — рассказал ректор Санкт-Петербургского горного университета императрицы Екатерины II Владимир Литвиненко.
Именно в этом вузе сегодня тестируется пилотный проект по совершенствованию подготовки кадров для отечественной экономики, который уже в обозримой перспективе будет масштабирован на всю страну. «Форпост» решил выяснить, что конкретно входит в обязанности кураторов, какие методы они используют в рамках своей миссии воспитателя и как оценивают умонастроения современных юношей и девушек.
Ассистент кафедры иностранных языков Мария Гончарова говорит, что, если театр начинается с вешалки, то старт обучения в университете с адаптации к новой академической среде. Многие первокурсники без всякого преувеличения испытывают настоящий стресс в незнакомых для них условиях. Зачастую, чтобы ощутить себя частью коллектива и снять перенапряжение, они ищут опору в окружающих: либо психологически более устойчивых ровесниках, либо сильных педагогах. В роли последних как раз и выступают кураторы, фундаментальная миссия которых на начальном этапе состоит в том, чтобы создать благоприятный морально-психологический климат внутри коллектива «новобранцев».
«Адаптация студентов в моей группе проходила непросто. В первые же дни проявились два лидера, между которыми возник конфликт интересов. Часть ребят попала в ареал влияния одного из них, часть – другого. И мне, как куратору, нужно было первым делом примирить стороны. Выстраивать коммуникацию друг с другом мы учились на неформальных встречах. Играли в настольные игры, ходили в караоке, которое, кстати, помогло нам «спеться» и в прямом, и в переносном смысле. Сейчас я могу с уверенностью сказать, что моя группа сплотилась, нам удалось создать атмосферу доверия, необходимую для продуктивного обучения и творческой самореализации студентов», — отметила Мария Гончарова.
В её задачу также входит нравственное воспитание молодых людей. Один из очевидных методов — донести до них ценность сопричастности к великому наследию, ведь Горный университет – это старейшее высшее техническое учебное заведения России. Его выпускники и профессора на протяжении вот уже двух с половиной веков вносят колоссальный вклад в дело роста устойчивости развития нашего государства. Открывают новые месторождения, строят заводы, внедряют в жизнь инновации, повышающие эффективность производственных цепочек.
«Очень важно раскрыть роль нашего вуза, как одного из столпов суверенитета страны, который невозможен без преемственности поколений в науке, педагогике и реальном секторе экономики. Рассказать о богатых традициях, в том числе, ношения формы, корпоративной культуре. Это стимулирует в студентах чувство ответственности, лежащее в основе патриотизма, развивает в них аналоговое мышление. Да, у молодёжи должны быть возможности для самовыражения. Потому впадать в крайности и запрещать девушкам красить волосы или носить яркий макияж, конечно, никто не собирается. Тем не менее, ознакомить ребят с основами делового стиля, необходимо, и это тоже входит в наш функционал», — добавляет преподаватель.
Один раз в неделю проводится так называемый «кураторский час». Педагогический наставник и студенты собираются вместе, чтобы обсудить, как вечные, так и текущие вопросы. Сегодня это может быть дискуссия о том, что такое честь и достоинство. А через 7 дней — разговор о посещаемости, успеваемости или сути каких-либо нововведений, которые являются неотъемлемой частью жизни любого вуза.
«Один из студентов в моей группе пролежал в больнице две недели, и по возвращению в вуз ему предстояло в сжатые сроки освоить уже пройденный другими материал. С учётом текущей нагрузки, это очень непростая задача. Придерживаясь чёткого плана, он справился. Доказал сам себе, что может. В результате успешно сдал сессию и продолжил обучение. Моя задача состояла в том, чтобы донести до него необходимость «подтянуть хвосты», помочь ему, до и другим ребятам, грамотно спланировать своё время, даже в том случае, если они работают в режиме многозадачности, чтобы всё успеть в срок. Это позволило им успешно перестроиться со щадящего школьного темпа на интенсивный вузовский, и удержать заданную высокую планку», —подчеркнула ассистент кафедры общей и технической физики Горного университета Людмила Ячменова.
Чтобы стать кураторами учебных групп студентов первого курса, 84 преподавателя вуза в преддверии начала текущего учебного года прошли специальную подготовку. В течение нескольких дней их обучали азам новой для них миссии на выездном семинаре в академическом центре «Солнечное». Одной из тем, на которой был сделан особый акцент, стало гражданско-патриотическое воспитание молодёжи.
«Я считаю, что каждому из нас очень важно знать свою историю. Причём, в современном мире ценность таких знаний кратно увеличилась. Потоки информации стали столь бурными, что отличить правду от откровенной лжи, которая распространяется в социальных сетях целенаправленно или в силу необразованности администраторов групп и каналов, всё сложнее. Именно поэтому мы со студентами регулярно ездим в музеи города и участвуем в торжественно-траурных мероприятиях вуза. Например, зимой провели субботник в музее-заповеднике «Прорыв блокады Ленинграда» под Кировском. То есть ребята решили потратить часть своего личного времени на общественно-полезное дело. Это, на мой взгляд, очень важный результат воспитательной работы», — рассказывает ассистент кафедры истории базового инженерного образования Андрей Федькин.
После завершения второго курса педагогические наставники-кураторы передают «эстафетную палочку» наставникам — профессиональным руководителям. Задача последних – обеспечить условия для прохождения студентами производственных практик, а также мотивировать их к успешной сдаче диплома и получению всех необходимых компетенций.
«Увеличение сроков производственной практики до 10 месяцев – одна из важнейших составляющих пилотного проекта по модернизации системы высшего образования. На предприятиях молодёжь получает уникальный опыт, а также возможность наладить эффективную коммуникацию с потенциальным работодателем. Моя группа метрологов, например, пробовала свои силы на Балтийском заводе, НПЗ «Кинеф» и ВНИИМ имени Менделеева», — рассказывает доцент кафедры метрологии и управления качеством Горного университета Екатерина Смирнова.
По её мнению, жёсткий контроль студенческих групп, в которых всем уже примерно по 20 лет, — дело неблагодарное, да и не нужное. Главное – выстроить с коллективом доверительные отношения и стать для всех его членов человеком, готовым прийти на помощь в трудную минуту.
«Ребята становятся старше, вместе с этим меняются их жизненные ориентиры. Если раньше они нуждались в наставнике, как «поводыре» во взрослый мир, то теперь им нужен, скорее, старший товарищ, с которым можно обсудить перспективы своего становления в качестве профессионала. Впрочем, несмотря на то, что эти юноши и девушки по сравнению с первокурсниками гораздо более взрослые и самостоятельные, воспитательная работа тоже входит в число моих задач, хотя уже и не является наиболее актуальной», — подытожила педагог.
Напомним, что все первокурсники, принимающие участие в пилотном проекте, нацеленном на повышение качества подготовки кадров для отечественной экономике, обучаются по единому учебному плану. Это «Ядро» высшего инженерного образования, освоение которого занимает первые 4 семестра. В его рамках студенты изучают модуль из 13 общеобразовательных и 12 общетехнических дисциплин, в том числе программу «Базовая научная компетенция».