Объединенный музей гражданской авиации в Санкт-Петербурге

Объединённый музей Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет

гражданской авиации», Акционерного общества «Авиакомпания “Россия”»,

Общества с ограниченной ответственностью «Воздушные ворота Северной Столицы»

 

Из истории создания музея

 

Санкт-Петербург – колыбель отечественной авиации, крупный центр авиационного образования, науки, промышленности. При этом в городе нет государственного музея авиации, но есть музей в Санкт-Петербургском государственном университете гражданской авиации, доступный для всех посетителей. Это единственный в Петербурге и в отрасли совместный музей учебного заведения и производственных предприятий.

Музей является результатом объединения в стенах Академии гражданской авиации (ныне – Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации, СПбГУ ГА) Музея истории Академии гражданской авиации и Музея истории Ленинградского управления гражданской авиации.

Музей истории Академии открыт в мае 1975 года в ознаменование 30-летия Победы в Великой Отечественной войне и в связи с 20-летием со дня организации Высшего авиационного училища гражданского воздушного флота – Академии гражданской авиации. Среди основателей Музея известные деятели гражданской авиации – И. Ф. Васин, Ю. П. Дарымов, П. С. Лабазин, Н. Г. Фёдоров, М. И. Рубец.

Музей Ленинградского управления гражданской авиации был основан в 1984 году к 50-летию Управления.

Объединение двух родственных по тематике музеев произошло в марте 1993 г. по решению ректора Академии гражданской авиации Г. А. Крыжановского и генерального директора авиапредприятия «Пулково» Б. Г. Демченко. Объединение музеев было вполне закономерно, поскольку вуз и авиапредприятие – имеют общие корни, их предшественником является Ленинградский институт инженеров гражданского воздушного флота (ЛИИ ГВФ, 1930–1941).

Музей размещается в главном корпусе Университета, находящегося в южной части Петербурга, в микрорайоне, который в 1930-е годы получил название Авиагород, ныне – авиагородок. Университет соседствует с историческими зданиями ЛИИ ГВФ, после войны переданными авиапредприятию.

Объединённый музей сегодня – это учебно-научное структурное подразделение Университета, методический центр для музеев гражданской авиации, государственное хранилище памятников истории, материальной и духовной культуры.

Экспозиция Музея отражает историю Университета и его предшественников в контексте истории авиации и авиационного образования в Санкт-Петербурге; вклад Университета и его выпускников в развитие гражданской авиации России и международное сотрудничество в области гражданской авиации; историю авиапредприятия «Пулково» – АО «Авиакомпания «Россия» и Аэропорта «Пулково».

Общая площадь музея с учетом выставочной галереи около 500 м2.

Ежегодно музей принимает не менее двадцати тысяч посетителей (на экспозиции, выездных выставках, конференциях).

Активно действует Совет музея, в который входят ветераны лётного состава авиапредприятия «Пулково», профессора и преподаватели Университета, сотрудники музея. Председатель Президиума Совета музея – Герой Советского Союза, выпускник нашего вуза В. М. Янченко.

 

Научно-исследовательская работа музея

 

Основой деятельности музея является научно-исследовательская работа (НИР): в архивах и библиотеках, изучение собственных фондов, работа с живыми участниками событий.

По результатам исследований регулярно обновляется стационарная экспозиция, создаются временные тематические выставки, читаются доклады, публикуются статьи, воссоздаётся раритетная техника.

 

Фонды музея

 

Основной фонд музея насчитывает более 25 тысяч единиц хранения, ведется электронная База данных. Деятельность по учету и хранению фондов всегда была и остается приоритетной задачей музея. Учет фондов ведется по нормативным документам Министерства культуры. Хранение осуществляется по трем отделам: Общему, Научно-техническому и фонду Музея истории Ленинградского объединенного авиаотряда (МИЛОАО). Фонды и Библиотека музея доступны исследователям. При музее комплектуется Архив аудиовизуальныхдокументов СПбГУ ГА. Фотолаборатория Университета также является структурной группой музея, осуществляет регулярную фотофиксацию жизни вуза, оцифровку и реставрацию фотографий и негативов.

 

Экспозиция музея

 

Хронологические рамки и тематика экспозиции включают главные вехи истории авиации (науки, практики, образования) в Петербурге:

– от Учебного воздухоплавательного парка (1890), реорганизованного в Офицерскую воздухоплавательную школу (1910), до Университета гражданской авиации, унаследовавшего традиции и опыт петербургской научно-педагогической школы подготовки авиационных специалистов, у истоков которой стояли учёные Института инженеров путей сообщения и Политехнического института;

– от первых праздников воздухоплавания на Комендантском аэродроме (1910) и первого перелёта из столицы в Москву (1911) до регулярных рейсов старейшего в России авиапредприятия «Пулково» – авиакомпании «Россия» во многие страны мира.

Основные разделы экспозиции:

1) Воздухоплавание, авиация, авиационное образование в Петербурге (1880–1919). В залах много подлинных предметов той эпохи. В их числе: редкие книги; единственный сохранившийся до наших дней, принадлежавший командиру самолета «Илья Муромец» С. Н. Никольскому вымпел Императорского всероссийского аэроклуба (ИВАК, 1908); памятные жетоны Отдела воздушного флота (ОВФ, 1911); кресло начальника ОВШ генерала А. М. Кованько (1856–1919). Экспонируются шпалеры, посвящённые перелёту Луи Блерио через Ла-Манш в 1909 году, принадлежавшие действительному члену ИВАК историку А. А. Родных. Представлены уникальные технические экспонаты: концевая часть лопасти воздушного винта Шовьера «Интеграл» для мотора «Гном Омега», центральная часть пропеллера самолёта «Моран-Ж», воздушные винты аэропланов «Лебедь» и «Фарман-30» (1910-е гг.).

В первый раздел органично включена музейная интерпретация Храма святого пророка Илии, небесного покровителя авиаторов, в память о первом в Петербурге авиационном храме на территории Офицерской Воздухоплавательной школы в 1889–1920-е гг. Подлинные иконы конца XIX–начала XX вв. подарены музею Наместником Свято-Троицкого собора Александро-Невской лавры протоиереем Игорем Афанасьевичем Мазуром в 1990-е гг.

2) Авиация Северо-запада и авиационное образование в Петрограде-Ленинграде (1920–1941). Здесь представлены мемориальные предметы первооткрывателей воздушных линий авиапредприятия «Пулково», учебники ЛИИ ГВФ и отраслевая литература 1930-х гг., лопасть воздушного винта первого цельнометаллического пассажирского самолёта «Юнкерс-13»; модели самолётов 1930-х гг., выполненные выпускником Академии пилотом В. М. Кротовым. Бюст основателя Авиагорода, Ленинградского аэропорта, ЛИИ ГВФ Владимира Ивановича Мацкевича специально для музея выполнила скульптор Ольга Александровна Ивашинцова.

3) Авиаторы в годы Великой Отечественной войны (1941–1945). Экспонируются подлинные листовки 1941 года, лётные книжки и боевые награды пилотов Северного управления ГВФ военных лет; лопасть воздушного винта самолёта Ли-2, модели самолётов Второй мировой войны; легендарный авиационный пулемёт ШКАС. Постоянная выставка военных реликвий советской и немецкой армий представляет предметы, найденные на местах боёв за Ленинград поисковым отрядом «Слёзы матери», командир А. К. Синицын.

4) Воздушный транспорт и авиационное образование в Ленинграде (1944–1971). Выделен мемориальный тематический комплекс, посвящённый основателям Академии – первому начальнику ВАУ ГВФ дважды Герою Советского Союза, Главному маршалу авиации, профессору А. А. Новикову (1900–1976) и его заместителю по учебной и научной работе П. С. Лабазину (1916–1987), который ещё в 1953 г., будучи начальником КУНС ГВФ, обосновал необходимость создания в Ленинграде Академии гражданского воздушного флота. Бюст П. С. Лабазина выполнен скульптором Екатериной Анатольевной Вишневецкой. Здесь много подлинных музейных предметов, принадлежавших пионерам освоения реактивной техники в Ленинградском авиапредприятии; документы и личные вещи видных учёных и преподавателей, а также выпускников КУНС–ВАУ–Академии; авиационный кортик военного лётчика З. Г. Гульбадашвили.

Заслуживают внимания технические экспонаты: авиационный секстант, кабины самолётов Ил-14М и Як-18А, штурвалы первых отечественных пассажирских самолётов с газотурбинными двигателями Ту-104 и Ил-18.

Доминанта третьего зала мраморная Доска Почета, учреждённая в 1959 году для лиц, окончивших Высшее авиационное училище ГВФ с отличными успехами в учёбе.

5) История Академии гражданской авиации, Авиапредприятия «Пулково» (1971–2005). Экспонируются фундаментальные учебники и учебные пособия, написанные преподавателями Академии; дипломы и награды известных авиаторов авиапредприятия «Пулково», форменная одежда выпускников Академии – пилотов различных авиакомпаний: «Интерфлюг», «Балкан», «Пулково», коллекция бортовых самописцев, самолётно-навигационный тренажёр Ту-154, процедурный тренажёр пульта бортинженера самолёта Ту-154А. Установленный перед входом в Университет истребитель МиГ-31 – заслуга начальника факультета военного обучения полковника С. Е. Ковалёва.

Одна из главных тем экспозиции – «Вклад выпускников Высшего авиационного училища – Академии – Университета гражданской авиации в развитие отрасли и в укрепление международного сотрудничества» является сквозной в двух экспозиционных залах. Среди выпускников: министры гражданской авиации СССР Б. П. Бугаев и Б. Е. Панюков; президент Литовской Республики Роландас Паксас; Герои Советского Союза (России), Герои Социалистического труда, заслуженные пилоты и штурманы СССР (России), пионеры освоения Ил-18, Ту-104, Ту-154, Ил-86 в авиапредприятии «Пулково», известные деятели науки и техники, руководители крупных авиакомпаний и учебных заведений, лётчики-испытатели, знаменитые спортсмены – чемпионы мира по авиационным видам спорта Виктор Смолин, Юргис Кайрис, Светлана Капанина.

6) Современная история Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации, авиакомпании «Россия» и Аэропорта «Пулково» (2005–2018).

7) В лекционно-выставочном зале музея представлена техническая экспозиция: реплика самолёта «Де Хевилленд-2»; чертёжные столы 1910 года из учебных аудиторий Политехнического, затем Кораблестроительного институтов; интерактивный комплекс «Кабина и пассажирский салон самолёта Ту-154»; кабина самолета Ан-2; приборы и агрегаты самолётов отечественного и зарубежного производства в открытом хранении; экспозиционный комплекс «Библиотека ДК авиаработников 1960–1980-х гг.»; интерьер лаборатории технических средств обучения 1960–1980-х гг.

 

Реставрационная группа музея

 

Историческую авиационную технику воссоздаёт Реставрационная группа музея – А. Н. Суслин (руководитель), С. А. Лаврентьев, Г. В. Галли.

С 2011 г. аэроплана «Фарман-4», построенный по чертежам Г. В. Галли, является основным экспонатом совместной выставки в Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи.

 

Культурно-образовательная деятельность музея

 

Среди посетителей музея – школьники и студенты, участники отраслевых семинаров и конференций, ветераны авиации, представители зарубежных авиакомпаний, любители авиации и туристы. Музею присущи все направления и формы работы, принятые в мировой музейной практике. При этом на первое место по важности мы ставим задачи учебного процесса Университета. В экспозиционных залах сотрудники музея проводят учебные занятия по курсу «Введение в специальность». Экскурсии и специальные образовательные программы организуются по заявкам других учебных заведений.

Разработана и проводится автобусная экскурсия по авиационным местам Санкт-Петербурга. Лекции и автобусные экскурсии на тему «Культура и архитектура Петербурга» подготовил методист музея Д. Ю. Шашков.

В 1983–1989 гг. при музее действовал Студенческий клуб «Радар» с поисковым отрядом, фотолабораторией, исторической секцией и Студенческим конструкторским бюро, строившим летательные аппараты (в настоящее время название «Радар» носит поисковый отряд СПбГУ ГА). С 2012 года на базе музея возродилась Студенческая творческая лаборатория – коллектив студентов-единомышленников СПбГУ ГА, увлеченных историей гражданской авиации. Активисты СТЛ музея участвуют в подготовке выставок, проведении различных мероприятий, реализуют собственные проекты на базе музея (студенческий кинотеатр, встречи студентов с ветеранами, интерактивные программы для посетителей музея).

С 1999 года при ведущей роли музея на базе Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации ежегодно проводятся Международные научные чтения имени Игоря Ивановича Сикорского. Чтения являются общепризнанным международным форумом историков, специалистов в различных областях науки и техники, аспирантов, студентов и школьников, потомков известных авиаторов. Регулярно издаются сборники материалов Чтений.

Музей проводит большую работу по сохранению культурно-исторического наследия. Результатом трёхлетней научной и организаторской работы музея стало присвоение в 2014 году безымянной улице в авиагородке имени Владимира Мацкевича (1894–1938), основателя Ленинградского аэропорта, Авиагорода, ЛИИ ГВФ. В апреле 2018 г. в рамках Чтений имени И. И. Сикорского благодаря научно-методической помощи сотрудников музея открылась выставка «Колыбель российской авиации» – первые экспозиционные залы будущего Национального музея авиации Санкт-Петербурга на мемориальной территории Учебного воздухоплавательного парка – Офицерской воздухоплавательной школы (1884–1917).

Музей организует для студентов поездки по местам обороны и блокады Ленинграда: Пулковские высоты, Дорога жизни, Синявинские высоты, Невский плацдарм, дот Типанова, аэродромы Смольное и Углово.

Сотрудники музея и студенты ухаживают за могилами Заслуженных пилотов, учёных и преподавателей, выпускников ВАУ–Академии–Университета.

Музей вовлечен в культурно-образовательные проекты Комитета по культуре Санкт-Петербурга, Общегородского научно-методического центра по теории и практике музейного дела. Сотрудники музея являются членами Ассоциации музеев вузов Санкт-Петербурга, Творческого союза музейных работников Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Ассоциации научно-технических музеев при Государственном Политехническом музее (Москва), Секции истории авиации и космонавтики СПбФ ИИЕТ РАН.

Объединённый музей гражданской авиации в Санкт-Петербурге активно сотрудничает с государственными и ведомственными музеями, вузами, российскими и зарубежными коллегами.

 

Телефон/факс музея: +7 (812) 704-15-20

Электронная почта: museum@spbguga.ru.

Сайт: http://spbguga.ru

Музей открыт с понедельника по пятницу с 10 до 17 часов.

Экскурсионные группы и одиночные посетители принимаются

по предварительным заявкам.

 

Адрес музея: улица Пилотов, дом 38, Санкт-Петербург, 196210

Транспорт: от станции метро «Московская» (выход в сторону аэропорта) автобус № 13 и маршрутное такси № 13 до конечной остановки «Академия», от станции метро «Сенная площадь» маршрутное такси № 213 до остановки «Академия».