Открытый диалог для формирования предпринимателей нового поколения: на базе ЛЭТИ состоялось координационное совещание Минобрнауки России
В ходе встречи представители вузов Северо-Западного федерального округа и органов государственного управления рассмотрели ключевые проблемы и перспективы развития молодежного предпринимательства.
25 ноября 2024 года в Санкт-Петербургском государственном электротехническом университете «ЛЭТИ» состоялось координационное совещание по вопросам развития молодежного предпринимательства. Участниками встречи стали представители более 20 университетов Северо-Западного федерального округа, а также органов государственного управления России.
Перед началом работы участников поприветствовал проректор по учебной работе СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Сергей Александрович Галунин, пожелав гостям продуктивной работы.
«Спасибо, что выбрали наш университет в качестве площадки для сегодняшнего мероприятия. Для нас очень полезно и приятно, что коллеги смогли пообщаться друг с другом, обсудить опыт, поскольку только совместная работа позволит развить благоприятную почву для формирования предпринимателей нового поколения, которые смогут отвечать на вызовы современного мира».
– Проректор по учебной работе СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Сергей Александрович Галунин
Значимую роль организации совещания на базе университета в контексте развития молодежного предпринимательства отметила в своем приветствии директор Института инновационного проектирования и технологического предпринимательства СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Светлана Николаевна Кузьмина.
«Я рада, что у нас появилась возможность посвятить день такому серьёзному вопросу, как молодёжное предпринимательство, вместе поработать, сделать выводы и наметить дальнейшие шаги. Очень приятно, что мы вместе делаем общее дело».
– Директор Института инновационного проектирования и технологического предпринимательства СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Светлана Николаевна Кузьмина
Также перед началом дискуссии с приветственным словом к участникам обратилась заместитель директора Департамента развития технологического предпринимательства и трансфера технологий Минобрнауки России Виктория Владимировна Маковеева.
«Сегодня мы представим вам те модели и инструменты, которые мы предлагаем встроить в модель образовательного процесса, но это не означает, что обязательна ее реализация в строгом соответствии. Возможно, мы сегодня с вами разберем более эффективную схему, – в этом плане мы максимально открыты к диалогу с вами, к новым различным кейсам и форматам, которые у вас есть. Желаю вам продуктивной работы и удачи!».
– Заместитель директора Департамента развития технологического предпринимательства и трансфера технологий Минобрнауки России Виктория Владимировна Маковеева
Программа совещания включала 3 тематических модуля, направленных на всестороннее рассмотрение вопросов в контексте интеграции мероприятий по развитию молодежного предпринимательства в образовательную среду университета. Первая часть обсуждения была посвящена методикам улучшения условий для развития студенческих стартапов и созданию предпринимательского сообщества через образовательный процесс и внеучебную деятельность. Директор Проектного офиса по развитию молодежного предпринимательства в образовательных организациях высшего образования Минобрнауки России Ольга Анатольевна Серебрянникова рассказала об опыте реализации программ поддержки студенческих предпринимательских инициатив в вузах Северо-Западного федерального округа, отметив лучшие практики создания стартапов.
«На сегодняшнем этапе взаимодействия между двумя Департаментами Минобрнауки России, которые занимаются внедрением разных инструментов развития молодежного предпринимательства, мы понимаем, что есть задачи для обсуждения: есть определенный опыт взаимодействия, есть моменты, в которых мы сходимся, есть противоречия. И сегодня наша четвертая встреча пройдет для того, чтобы понять, как реализация программы поддержки предпринимательства происходит у вас, и услышать вашу обратную связь».
– Директор Проектного офиса по развитию молодежного предпринимательства в образовательных организациях высшего образования Минобрнауки России Ольга Анатольевна Серебрянникова
Университеты СЗФО активно участвуют в мероприятиях, реализуемых федеральным проектом «Платформа университетского технологического предпринимательства»: так, более 9100 студентов прошли тренинги, более 2200 стартап-проектов было создано по итогам акселераторов, более 290 обучающихся стали получателями гранта «Студенческий стартап».
Также были представлены стратегические направления деятельности Проектного офиса в рамках работы с образовательными организациями высшего образования: в частности, Ольга Анатольевна Серебрянникова рассказала о программе «Стартап как диплом», выделив ключевые направления подготовки и сферы профессиональной деятельности студентов, активно участвующих в программе и всероссийском конкурсе выпускных квалификационных работ в формате «Стартап как диплом».
В завершении первой части совещания участники обсудили варианты оптимизации модели интеграции мероприятий по развитию молодежного предпринимательства в образовательную среду университета в соответствии с каждым этапом прохождения программ профессиональной подготовки в университетах. В ходе дискуссии были очерчены перспективные решения основных существующих проблем, в числе которых – включение предпринимательской деятельности студентов в перечень критериев государственных конкурсных программ на получение повышенной стипендии; финансирование студенческих проектов для тестирования маркетинговых гипотез; наращивание базы наставников и трекеров из числа профессорско-преподавательского состава и другие.
Далее участники рассмотрели блок вопросов по созданию экосистемы университетского предпринимательства. Были предложены различные подходы в укреплении мотивации, создании возможностей для сотрудников, а также организации процесса взаимодействия структурных подразделений, проректоров и студенческих сообществ, ответственных и ориентированных за развитие молодежного предпринимательства. В числе озвученных стратегических решений – проведение конкурсных мероприятий для создания условий финансового обеспечения проектов, введение в образовательную программу курса по юридическому оформлению предпринимательской деятельности с технологическим содержанием и т.д.
В ходе дискуссии отдельное внимание было уделено партнерским проектам и экспертному сопровождению студенческих стартап-команд. На совещании участники рассмотрели схему выстраивания партнерства в образовательной среде в 3 этапа: вовлечение в предпринимательскую деятельность (1-2 курсы), поддержка стартап-проектов (3-4 курсы) и постдипломное сопровождение.
Заключительный модуль был посвящен методической и информационной поддержке. Представители вузов СЗФО совместно с представителями Проектного офиса обсудили требуемые материалы, процессы реализации информирования преподавателей, студентов и сотрудников; выстраивание единой информационной повестки и обеспечения обмена информацией.
В завершении встречи все участники определили ключевые результаты, которых необходимо достичь в контексте реализации обозначенной программы при работе со студентами, университетами и регионами. Формат открытого диалога позволил синхронизировать работу, учесть запросы представителей университетов и экспертов для формирования планов дальнейшей деятельности по развитию экосистемы молодёжного предпринимательства в университетах.