Цифровизация с умом: какие специалисты нужны передовой ИТ-компании

Nauka
© ООО «Наука»

Концепция интернета вещей едва отметила 25-летие, а количество IoT-устройств, бытовых и промышленных, в мире достигло уже 15 миллиардов. По прогнозу Международной корпорации данных (IDC) к концу текущего года их станет уже около 42 миллиардов. Не секрет, что далеко не все эти устройства одинаково полезны. У диетологов и эндокринологов вряд ли убавилось работы с появлением, например, столовых приборов, сигнализирующих о переедании.

В промышленности отделить зерна от плевел и внедрить цифровые инструменты там, где это действительно важно, компьютерщик может лишь в союзе с инженером. Не случайно сегодня трендом для ИТ-компаний стало привлечение в штат классических технологов, конструкторов, проектировщиков. У истоков этого тренда стоит компания NAUKA (ООО «Наука»), обладатель награды ComNews Awards в номинации «Лучшая система планирования производства в нефтегазовой промышленности».

Справка о компании

Основная сфера деятельности: Разработка, внедрение и сопровождение ИТ-решений для вертикально-интегрированных нефтяных и газовых компаний.

Доля рынка в своей сфере: компания входит в ТОП-30 разработчиков ИТ-решений для нефтегазовой отрасли по версии TAdviser, в ТОП-3 крупнейших компаний-разработчиков Санкт-Петербурга по версии RAEX.

География присутствия: Россия.

Выручка за последний отчетный год: 1,382 миллиарда рублей.

Среднесписочная численность персонала: 300 человек.

В том числе 96 инженеров-разработчиков, 30 инженеров-технологов, 11 математиков. В компании трубятся 12 кандидатов и один доктор технических наук.

За 30 с лишним лет работы с проектами автоматизации нефтегазового сектора компания сформировала эффективную кадровую политику. Большое внимание уделяется сотрудничеству с вузами. NAUKA входит в число академических партнеров Санкт-Петербургского горного университета императрицы Екатерины II. Вуз уже третий год реализует в рамках президентского пилотного проекта новую модель инженерного образования. Большое внимание в ней уделяется подготовке в области информационных технологий с обязательным учетом отраслевой специфики.

Академическое партнерство – это не только предоставление площадки для студенческих производственных практик. Представители компании-партнера вместе с университетом оценивают уровень приобретенных студентом практических навыков, участвуют в работе квалификационной комиссии по определению остаточных знаний, присутствуют на защите дипломных проектов.

О вкладе инженеров различной специализации в создание программных продуктов, о работе с практикантами, стажерами и молодыми специалистами в интервью «Форпосту» рассказал генеральный директор компании NAUKA Александр Кривоспицкий.

Nauka
© ООО «Наука»

— Александр Николаевич, новая российская модель высшего образования подразумевает отказ от бакалавриата и магистратуры. Насколько это оправдано, на Ваш взгляд?

— Считаю, что не было смысла переходить от специалитета к Болонской системе. Я окончил университет ИТМО еще до ее повсеместного внедрения, тогда вуз назывался ЛИТМО — Ленинградский институт точной механики и оптики. Классическое отечественное инженерное образование дало мне фундаментальную подготовку по математике и другим предметам, базовым для инженера, расширило кругозор в области науки и техники, сформировало навыки научного исследования, конструирования, проектирования и программирования.

Однако главные, на мой взгляд, ценности, прививаемые нашими техническими вузами — это системное мышление и, как следствие, системный подход к решению задач, который полезен не только в инженерной, но и во многих других областях деятельности. Мне это помогло как в избранной профессиональной сфере (я начинал как программист, разработчик программного обеспечения), так и в управлении компанией.

— Кстати, о программистах. В чем, на Ваш взгляд, состоит специфика профессиональной подготовки IT-специалиста?

— Информационные технологии развиваются настолько стремительно, что даже программист высокого уровня с большим опытом работы должен постоянно быть в тренде и осваивать новые возможности.

Бывает, что любознательный студент или старшеклассник начинает опережать в профессиональном развитии опытного и заслуженного IT-специалиста, который в силу возраста и удовлетворенности достижениями перестает отслеживать новые тенденции в своей области. Поэтому для подготовки квалифицированного специалиста необходимо не только передать ему базовые знания, но и сформировать у него системное мышление, о котором я говорил. Наряду с технической эрудицией, которую также прививает наше классическое инженерное образование, системное мышление позволяет лучше справляться со своими задачами и лучше понимать коллегу, выполняющего иные функции. Это актуально для нашей компании, где работают в одной команде специалисты по IT, инженеры-математики, инженеры-химики-технологи.

Nauka
© ООО «Наука»

— Наличие математиков в IT-компании можно объяснить, но какова роль химиков-технологов?

— Очень важная. IT-компании не обойтись только разработчиками, тестировщиками и другими специалистами в области информационных технологий, когда ее сфера деятельности охватывает сложные предметные области, каковыми являются переработка нефти, газа, нефтехимический и химический синтез. Все эти технологии состоят из процессов, различных по своей природе — гидродинамических, тепловых, массообменных, химических. Математическое описание каждого из них, базирующегося на множестве законов физики, а химических — соответственно, химии — различно, и сложно само по себе. Но еще сложнее описать и алгоритмизировать те звенья технологической цепи, где несколько видов этих процессов протекают одновременно. Например, в ректификационных колоннах и адсорберах идут гидродинамические, тепловые и массообменные процессы, а в реакторах — те же, плюс химические. Поэтому в штате компании NAUKA работают специалисты, способные перевести такие описания процессов с научного языка на язык технического задания для разработки программного обеспечения (ПО). Это — инженеры-химики-технологи по профилям, связанным с ресурсосберегающими технологиями, переработкой энергоносителей, нефтехимическим синтезом.

Nauka
© ООО «Наука»

— Можете привести пример задачи, которую не выполнить без инженеров-технологов?

— Из решения таких задач во многом и состоит работа нашей компании. Расскажу об одном случае. На установке производства дизельного топлива одного нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) стал снижаться выход конечного продукта, и предприятие обратилось к нам с запросом о возможностях сокращения потерь дизельного топлива.

Для выработки путей решения данной задачи было необходимо провести комплексное обследование установки, а это могли выполнить только инженеры-технологии в области переработки нефти, как специалисты по проектированию и эксплуатации таких объектов. Наши технологи провели обследование, выяснили, что ряд параметров режима работы не оптимален, и проинформировали заказчика о двух возможных путях оптимизации. Первый — осуществить пилотные испытания на действующем объекте, но для этого пришлось бы его останавливать, а значит — терять доходы от выпуска продукции. Второй — разработать математическую модель технологического процесса и провести соответствующие испытания виртуально. Мы предложили заказчику, естественно, второй путь.

В создании модели важная роль принадлежит технологам, которые формируют техническое задание разработчикам, преобразующим расчетные формулы в программное решение. После разработки и тестирования модели технологи произвели анализ полученных данных, оценили характер и степень влияния различных факторов на ключевые параметры работы установки. Затем они выработали рекомендации по оптимизации технологического режима работы установки, после выполнения которых выход продукции и другие параметры вернулись к регламентным показателям.

Nauka
© ООО «Наука»

— В рассмотренном примере фактически показана работа инженеров-исследователей. Такая квалификация предусмотрена в новой модели высшего технического образования, которую разрабатывает и реализует в рамках президентского пилотного проекта Санкт-Петербургский горный университет. Насколько востребованы подобные специалисты?

— В нашей компании сотрудники с исследовательскими компетенциями находят себе широкое применение. Многие инженеры-технологи и инженеры-математики занимаются не только прикладными исследованиями в рамках выполнения производственных задач, но и научными изысканиями, разрабатывают новые автоматизированные системы, новые методы оптимизации технологических процессов с помощью математического моделирования, и многое другое. С момента основания компании нашими сотрудниками защищены две докторские и 9 кандидатских диссертаций.

Компания NAUKA динамично развивается, и нам нужно всё больше инженеров-технологов, в том числе и с компетенциями исследователей, как опытных, так и начинающих. Поэтому мы заинтересованы в расширении сотрудничества с Санкт-Петербургским Горным университетом, который выпускает инженеров по профилю «Химическая технология природных энергоносителей и углеродных материалов», и другими вузами, осуществляющими подготовку специалистов по направлению «Химическая технология». IT-специалисты и математики нам также необходимы.

— Как Ваша компания сотрудничает с вузами?

— У нас заключены договоры на проведение производственной практики с рядом высших учебных заведений, договор об академическом партнерстве с Санкт-Петербургским горным университетом. В рамках договоров в нынешнем году прошли практику 23 студента, обучающиеся по различным направлениям — будущие аналитики, разработчики и тестировщики ПО, специалисты по технической поддержке и сопровождению продукта, инженеры-технологи и даже один будущий менеджер по персоналу.

— Как задействуете практикантов в работе компании?

— Они выполняют производственные задания в соответствии со своим уровнем подготовки, которые позволяют им глубже погрузиться в выбранную профессию. При желании практикант может пройти учебный курс по работе с тем или иным нашим ПО.

Nauka
© ООО «Наука»

— Если практикант проявил себя с хорошей стороны, ему предлагают дальнейшее сотрудничество с компанией?

— Конечно. Мы приглашаем его на стажировку. Это уже более глубокое погружение в компанию и ее задачи. В этом году шесть практикантов перешли в стажеры. Стажировка представляет собой не что иное, как временное трудоустройство сроком на три месяца. Со стажером заключается соответствующий трудовой договор, и ему выплачивается зарплата. Он подключается к какой-либо проектной команде и выполняет реальную производственную задачу под руководством наставника.

Наша компания активно практикует стажировки, в прошлом году у нас стажировались 18 студентов, в этом году — 23.

— Много ли стажеров остается у вас работать?

— В прошлом году трудоустроилось 13 человек. В нынешнем – пока пять, но наверняка будет больше, поскольку многие еще продолжают стажироваться. Хотелось бы отметить, что практиканты и стажеры приходят к нам не только в рамках договоров с вузами, но и самостоятельно, прочитав о стажировках на нашем сайте в разделе «Карьера» или услышав об этом от знакомых. Многим нравится, как у нас поставлена работа со стажерами, они охотно делятся информацией с друзьями. Кроме того, у нас есть информационная база о студентах интересующих нас специальностей, и наш HR-отдел рассылает предложения о стажировке напрямую. Также мы приглашаем людей через сервисы по поиску работы и персонала.

— Были ли случаи, когда стажеры вносили существенный вклад в работу компании наравне с опытными сотрудниками?

— В этом году мы провели эксперимент. Объединили стажеров в проектную команду для разработки конструктора интерфейсов, который позволяет создавать визуальные элементы в браузере. Под руководством наставника они выполнили MVP-версию продукта (от англ. Minimum Viable Product – минимально жизнеспособный продукт — тестовая версия с небольшим набором функций, которая несет ценность для конечного потребителя), и было принято решение использовать его как инструмент для создания прототипов. В настоящее время данное ПО проходит следующий этап разработки силами участника проектной команды, которого приняли в штат компании по окончании стажировки.

Nauka
© ООО «Наука»

— Вы высказывали пожелание расширять сотрудничество с высшими учебными заведениями. Хотите привлечь к работе больше талантливой молодежи?

— Не только. С недавнего времени наша компания интенсивно развивает направление по применению программных продуктов в области образования — мы предоставляем вузам академические лицензии на использование нашего ПО в учебном процессе.

И здесь мы не столько преследуем интересы своего бизнеса, сколько участвуем в решении важной отраслевой задачи — снижения зависимости от импортной продукции. В настоящее время кадровый костяк российского инженерного корпуса составляют специалисты, выросшие на западном ПО. Данную ситуацию нужно исправлять, и компания NAUKA делает для этого всё, что от нее зависит. На практиках и стажировках мы учим студентов работать с нашим, российским, ПО, а предоставляя вузам академические лицензии, даем возможность делать это в университетских стенах. Так поступаем не только мы, но и другие отечественные IT-компании, что очень важно для формирования и укрепления технологического суверенитета страны. Ответственность за это как раз будет возложена на тех, кто сегодня познает основы избранной профессии на студенческой скамье, а завтра возьмет в свои руки управление предприятиями и отраслями экономики.