БЕЛАЗ и Санкт-Петербургский Горный расширяют сотрудничество

Встреча БЕЛАЗ
© Форпост Северо-Запад

Санкт-Петербургский горный университет императрицы Екатерины II посетила с рабочим визитом делегация участников российско-белорусского проекта по созданию на БЕЛАЗе беспилотных самосвалов и самосвалов на водородном топливе. Соглашение о создании совместного предприятия было подписано на полях международной промышленной выставки «Иннопром. Беларусь», которая проходила в Минске с 29 сентября по 1 октября текущего года.

В составе делегации – заместитель генерального директора по стратегическому развитию ОАО «БЕЛАЗ» Алексей Грачев, генеральный директор ООО «Ростех-Развитие бизнеса» Алексей Кухарев, представители ОАО «ИнДев Солюшенс» (белорусский разработчик ПО), ООО «РТ-Инжиниринг» и ООО «Объединенная энергия» (РФ).

Грачев
© Форпост Северо-Запад

В ходе встречи гостей Горного с ректором и проректорами были и подведены итоги совместной работы и намечены планы на будущее. Работа Центра компетенций БЕЛАЗ и ознакомительные практики студентов и аспирантов на производстве участниками совещания были отмечены, как более чем плодотворные.

белаз
© Форпост Северо-Запад / Валерия Кайряк/ Студенты Горного университета на практике на БЕЛАЗе

По словам ректора, ребят мало где принимают так же хорошо и ответственно, как в Беларуси, а Алексей Грачев определил линейку: «переговоры» — «документы» — «научный результат» – практически образцовой. Именно по этой модели аналогичный Центр сейчас создается и Беларуси на базе Белорусского национального технологического университета. Причем, интересная деталь – без компьютерной техники, а с кульманами. Речь не идет о шаге назад в технологиях. БЕЛАЗ – один из лидеров по беспилотным самосвалом и внедрению ИИ, хочет вернуть будущим инженерам базовые навыки проектировщика с навыками чертежника.

Центр БЕЛАЗ
© Форпост Северо-Запад / открытие Центра компетенций БЕЛАЗ премьер-министром Беларуси Романом Головченко в 2022 году

Гости рассказали о двух разработках БЕЛАЗА – беспилотном самосвале и самосвале с водородным двигателем. Опытные образцы последней машины выйдут уже в 2026 году, а к рубежу 27-28 годов машиностроители планируют выйти на серийное производство.

Владимир Литвиненко предложил расширить научную составляющую Центра компетенций БЕЛАЗа новыми лабораториями и аудиториями, учитывая наработки вуза в области использования водородного топлива.

«Очевидно, что обе машины мы ориентируем на российский рынок. Компании Союзного государства отдают сегодня предпочтение нашей технике. Но нишу нельзя упускать. Проблема – нехватка специалистов по эксплуатации. Кто будет внедрять, обслуживать, работать на большегрузах? Деятельность Горного по обучению специалистов практически незаменима», – отметил Грачев.

Встреча с БЕЛАЗом
© Форпост Северо-Запад

«Мы готовы создать междисциплинарную кафедру навыков и опыта по направлению БЕЛАЗа. Кроме машиностроения это и сварка и энергетика и многое другое. Готовы значительно расширить количество отправляемых к вам на практику студентов и молодых специалистов, вплоть до строительства в Жодино под этот проект гостиницы.

«Водородные» самосвалы можно испытывать на нашей технологической площадке в Коми, где начинается строительство сверхглубокой скважины. Мир сегодня уже понимает, что будущее недропользования – это метагеология. Теория биогенного происхождения нефти из перегноя себя исчерпала. Изучение дыхания пластов Земли – наука завтрашнего дня. Именно она открывает миру источник ресурсов для развития в 21 веке.

В связи с этим я бы предложил подумать и о совместном производстве с нашей башкирской фирмой новых буровых установок. С учетом вашего опыта в гидравлике» — сказал Владимир Литвиненко.

Делегация не обошла вниманием и студентов Горного: в Конгресс-холе вуза ее участники провели стратегическую сессию, где рассказали об истории развития инженерной мысли на БЕЛАЗе, о перспективах развития горной промышленности, об архитектуре современного инженерного решения, об особенностях работы в трансграничных проектных командах.

БЕЛАЗ
© Форпост Северо-Запад

По словам Алексея Грачева, выпускники технических вузов часто не трудоустраиваются по специальности из опасений не справиться со сложностями современного производства. Проблемой в первую очередь является недостаток практических навыков, и как следствие, отсутствие представлений об используемых там технологиях. Решить проблему может лишь максимальное сближение промышленности с высшей школой.

Материал подготовлен при содействии Центра компетенций в горнотехническом образовании под эгидой ЮНЕСКО.