Обучение по модели «школа-вуз-предприятие»: ЛЭТИ провел стажировку учителей школ Ленобласти
В настоящее время в ЛЭТИ-классах 15 школ в 10 муниципальных образований Ленинградской области обучаются 328 учащихся, из них 220 человек – десятиклассники и 108 – одиннадцатиклассники. Предусматривается, что не менее 60% выпускников профильных классов будут поступать в вузы по соответствующему профилю подготовки.
20-21 ноября 2025 года СПбГЭТУ «ЛЭТИ» провел стажировку педагогов образовательных организаций Ленинградской области, участников учебно-образовательного кластера профильных предпрофессиональных классов инженерно-технической направленности.
Первый день стажировки проводился на базе университета «ЛЭТИ», второй – на площадках МОБУ «Центр образования «Кудрово» – стратегического партнера СПбГЭТУ «ЛЭТИ» по вопросам профессиональной ориентации школьников. В мероприятии также приняли участие представители Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области и АО «Академия «Просвещение» г. Москва.
Темой стажировки стало формирование инженерного мышления у школьников в условиях реализации ФГОС в профильных классах.
В своем выступлении начальник сектора управления качеством образования комитета общего и профессионального образования Ленинградской области Людмила Геннадьевна Михайлюк подчеркнула, что проект «Формирование инженерного мышления» запущен в системе образования Ленинградской области в 2025 году и направлен на решение задач, поставленных перед региональной системой образования губернатором региона.
«В школах Ленобласти на протяжении последних лет создаются профильные предпрофессиональные классы инженерно-технической направленности. Предусматривается, что выпускники этих классов в последующем выберут соответствующую специальность. Но для этого необходимо акцентировать внимание педагогов, работающих в этих классах, на формирование инженерного мышления у обучающихся. Партнером данного проекта по нашей просьбе стал Электротехнический университет «ЛЭТИ», так как у него накоплен большой опыт профориентационной работы со школьниками Ленинградской области».
– Начальник сектора управления качеством образования комитета общего и профессионального образования Ленинградской области Людмила Геннадьевна Михайлюк
Проректор по учебной работе СПбГЭТУ «ЛЭТИ Сергей Александрович Галунин отметил, что в прошлом учебном году университет открыл пять ЛЭТИ–классов в школах Ленобласти, разработав соответствующие программы и учебно-методические комплексы, перечень тем для школьных проектных работ. ЛЭТИ-классы запущены в соответствии с национально-технологической инициативой России в части подготовки высококвалифицированных инженеров «со школьной скамьи» и со Стратегией социально-экономического развития Ленинградской области до 2030 года. Реализация данного направления в значительной степени поддерживается за счет ресурса программы развития Передовой инженерной школы СПбГЭТУ «ЛЭТИ». При формировании данных классов учитывалась значительная потребность предприятий Ленобласти в кадрах в ряде инженерных направлений: в электроэнергетике и электротехнике, конструкторско-технологическом обеспечении машиностроительных производств, автоматизации технологических процессов и производств, инфокоммуникационных технологиях и системах связи, машиностроении, эксплуатации судового электрооборудования и средств автоматики, в сфере технологических машин и оборудования. Сегодня работают 20 ЛЭТИ-классов (групп). Обучение в них организовано при взаимодействии отраслевых предприятий.
«Практика показывает, что в условиях преемственного взаимодействия «школа – учреждения высшего и среднего профессионального образования – предприятие» удается сокращать кадровый дефицит и привлекать востребованных специалистов на предприятия и в развитие малого предпринимательства. Основой практико-ориентированного образования в этих классах является проектная деятельность, которая реализуется при участии сотрудников и студентов СПбГЭТУ «ЛЭТИ». В целом наша совместная работа в системе образования Ленинградской области по профессиональной ориентации школьников уже зарекомендовала себя с позиций достижения конкретных результатов. Ежегодно из Ленобласти в ЛЭТИ поступают 150-170 выпускников школ, что составляет 10% первокурсников, обучающихся на бюджетных местах. При этом, согласно результатам недавнего опроса, 20 студентов университета из 100 опрошенных хотели бы работать на предприятиях Ленобласти».
– Проректор по учебной работе СПбГЭТУ «ЛЭТИ Сергей Александрович Галунин
Советник ректора СПбГЭТУ «ЛЭТИ», координатор реализации проектов по профессиональной ориентации школьников от СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Светлана Тихоновна Сидоренко подчеркнула, что в рамках взаимодействия «школа-вуз-предприятие» партнеры привлекают собственные ресурсы на подготовку востребованных инженерных кадров на рынке труда, в том числе на предприятиях, расположенных на территории муниципальных образований Ленинградской области. При этом формы и содержание образовательной деятельности – сетевые программы, сетевое расписание, сетевые организационные и нормативные документы по реализации процесса – определяет каждая школа. Это обусловлено тем, что в образовательных организациях различные условия, в том числе численность обучающихся, кадровое и материально-техническое оснащение. К примеру, при ограниченном количестве классов в параллелях могут создаваться профильные группы различной направленности. Так, в Тихвине, Бокситогорске имеются группы инженерно-технической направленности от 6 до 10 человек, в Гатчине, Светогорске, Инженерно-технологической школе Ломоносовского района – 13-15 человек. Для педагогов проведены мастер-классы, для школьников организуются экскурсии в университет и практические занятия, чтобы максимально вовлечь их в инженерную среду. Тот факт, что все пятницы и субботы первого полугодия расписаны для данных мероприятий, говорит об очевидном интересе школьников к инженерному образованию.
«Выстроенная системность в работе со школьниками нацелена на формирование осознанности выбора профессии инженера. Такой подход в формировании инженерного мышления школьников особо важен в образовательных организациях, где наблюдаются кадровый дефицит или недостаточный уровень материально-технического оснащения для реализации этого направления дополнительного образования. В свою очередь, в ЛЭТИ предусмотрен ряд мер, которые способствуют повышению конкурентоспособности выпускников при поступлении в вуз. Так, например, за успешное тестирование по предметам технической направленности ребята могут получить от одного до трех дополнительных баллов по каждому из них и воспользоваться этими баллами при поступлении в ЛЭТИ. С учетом высокого конкурса, когда на одно место претендуют до 50 абитуриентов и более, баллы дают явное преимущество. Перспективу совместной деятельности всех участников данного трека мы видим в увеличении до 50% численности обучающихся профильных классов, участвующих в научно-технических конкурсах, олимпиадах, конференциях. Предусматриваем также, что не менее 60% выпускников профильных классов будут поступать в вузы по соответствующему профилю подготовки».
– Советник ректора СПбГЭТУ «ЛЭТИ», координатор реализации проектов по профессиональной ориентации школьников от СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Светлана Тихоновна Сидоренко
Светлана Тихоновна Сидоренко обратила внимание на сложность в выборе партнеров, включая представителей работодателей и бизнес-сообщества. Но работа над решением этих вопросов продолжается, и положительные примеры есть. Так, градообразующее предприятие г. Светогорск Выборгского района – Светогорский целлюлозно-бумажный комбинат активно включился в профориентационную деятельность школьников и их профильное обучение в Светогорской СОШ №1.
О том, как достичь такой эффективности, рассказал директор НИКТИ БТС СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Дмитрий Сергеевич Шевченко. Он подчеркнул, что инженерное образование и инженерное мышление – это не просто набор дополнительных дисциплин и часов, а система, новые подходы к изменению восприятия ребенка.
«Инженерная подготовка должна начинаться в 5-6 классах. На этом этапе нужно развивать у школьников гибкие навыки, а в 10-11 классах обучать их непосредственно техническим компетенциям и закреплять знания на конкретных кейсах. Первая проблема в том, что в классе 30-35 человек, и учитель физически не сможет управлять проектом каждого ученика. Организовав малые групповые проекты, над которыми работают по 3 человека, мы разрешим не только данную проблему, но и научим детей работать в команде по принципу деятельности предприятий. Вторая проблема заключается в требовании новизны в проектах. Лучше научить детей паять, искать нужную информацию, выступать на презентации, соблюдать сроки выполнения работ, следовать плану, нежели требовать от них новизну. Абитуриенты именно с такими навыками интересны вузу. Школьные проекты оторваны от реальной инженерной картины. И в этом видится третья проблема. Школьник должен проектировать то, что доступно его пониманию. К примеру, чтобы в фантазиях ребенка поливайка для комнатного растения не превратилась в систему орошения Марса, нужно направлять проект на решение конкретной задачи, с которой он непосредственно сталкивается в своей среде».
– Директор НИКТИ БТС СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Дмитрий Сергеевич Шевченко
Д.т.н., профессор кафедры электронных приборов и устройств факультета электроники СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Артем Юрьевич Грязнов отметил, что в первую очередь школьник должен понимать суть своего проекта и мог пояснить его любую деталь. Чтобы научиться первичным навыкам проектирования, достаточно взять простейшую вещь, которая ему знакома, использовать примеры из жизни. Умение работать в команде поможет в будущем выстраивать междисциплинарное взаимодействие. Не менее значимы в профориентационной деятельности экскурсии на производство, где школьник на практике видит процесс работы, погружается в профессиональную среду. Наличие соревновательной составляющей в работе мотивирует к получению углубленных знаний. Все вкупе помогает школьникам стать в последствии абитуриентами с осознанным выбором будущей специальности, с интересом учиться в университете и заниматься в лабораториях. По словам профессора, таких студентов-старшекурсников отрасль охотно принимает на работу.
О том, какие возможности для студентов открываются в лабораториях Технопарка СПбГЭТУ «ЛЭТИ» и Передовой инженерной школе ЛЭТИ, участники стажировки узнали в ходе экскурсий.
Информация предоставлена:
пресс-служба СПбГЭТУ «ЛЭТИ»



