Учебная практика на кораблях – залог успешного становления будущих офицеров

Практика – один из наиболее значимых этапов  процесса обучения, задачей которой является закрепление умений, полученных в период обучения в военно-морском учебном заведении и развитие практических навыков. Где, кроме как на корабле будущие офицеры могут ощутить особенности выбранной им профессии, практически закрепить полученные в Военно-морском учебном заведении знания и прочувствовать морскую романтику.

Особенность учебных практик, проводимых в Военно-морских учебных заведениях, является участие в штурманских походах на учебных кораблях. География штурманских походов курсантов ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» велика. За последние 3 года курсанты ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» на учебных кораблях прошли расстояние свыше 40000 миль, что практически соизмеримо двум оборотам вокруг земного шара.

В 2020 г. штурманский поход проходил под руководством командира похода капитана 1 ранга Игнасюка О.В. по маршруту п. Кронштадт — п. Севастополь с заходом в п. Североморск, п. Архангельск, Соловецкие острова, п. Пирей (Греция). В штурманском походе принимали участие курсанты двух военно-морских учебных заведений – Высшего Военно-морского училища – Морского корпуса Петра Великого и Тихоокеанского высшего военно-морского училища им. С.О. Макарова.

Основная цель штурманского похода заключается в подготовке будущих офицеров ВМФ по кораблевождению и безопасности плавания. И если для курсантов 2 курса это первый поход, в период которого практически осваиваются тонкости работы вахтенного штурмана, то для курсантов 4 курса поход — это проверка на зрелость и состоятельность, ведь в конце похода они сдают экзамен на допуск к несению штурманской вахты.

С первого и вплоть до последнего дня прохождения учебной практики у курсантов проходит активная учебная работа, и кроме обычных учебных занятий, проводимых в классах, курсанты несут штурманские вахты под руководством преподавателей, в период которых отрабатываются навыки определения места корабля в море по визуальным и радиолокационным ориентирам, небесным светилам, ведения ручного графического счисления. В штурманском походе 2020г.  впервые были проведены учения по определению маневренных элементов корабля с курсантами  2-го и 4-го курса. Оценка курсантов осуществляется по нормативам, общепринятым в ВМФ.

Некое разнообразие в учебе помогают внести проводимые конкурсы, позволяющие определить курсантов, достигших наилучшего уровня подготовки по кораблевождению и безопасности плавания. Среди них особую роль играет конкурс по определению места астрономическим способом, берущий свою историю со времен основания флота.

Другим элементом учебной практики является проведение совместно с экипажем корабля общекорабельных учений. Это прежде всего приготовление корабля к бою и походу, борьба за живучесть корабля на ходу, спасение человека, упавшего за борт и многие другие. Их эффективность велика. В ходе учений курсанты 2 курса дублируют обязанности матросов по повседневным и боевым расписаниям, а курсанты 4 курса пробуют себя в руководстве подразделением в должности командиров отделений. Совместная работа активно сплачивает экипаж корабля и курсантские подразделения, позволяет на практике вникнуть в особенности работы в коллективе, развивает чувство ответственности.

Кроме учебной работы, в период учебной практики курсанты принимают активное участие в научно-исследовательской и военно-научной работе, проводимой на корабле. В период учебной практики в 2020 г. было проведено 3 специальных учения по оценке эффективности работы радионавигационной системы РСДН-3 по маршруту похода, по оценке количества навигационных спутников СНС ГЛОНАСС и GPS в зоне радиовидимости, по определению маневренных элементов корабля и выполнению девиационных работ. Выполнена научно-исследовательская работа по разработке методики изучения морского театра плавания по маршруту похода на учебном корабле.

Учебная практика это возможность воочию увидеть дальние страны, посетить иностранные порты, пройти по маршруту прославленных Российских флотоводцев, первых походов флота Петра Первого, первых славных побед: при Гангуте (1714 г.), Эзеле (1719 г.) и Гренгаме (1720 г.), отдать воинские почести героическим подвигам моряков-краснофлотцев в период Второй мировой войны и местам воинской славы Военно-Морского Флота России.

Проходя траверз маяка Таллиннский морской вспоминаются страницы героической обороны города Лиепая в 1941, когда курсанты училища Фрунзе (ныне Высшее Военно-морское училище – Морской корпус Петра Великого) в июне-августе 1941 года заняли свои места на боевых постах и вместе с командирами и краснофлотцами вступили в общий строй на защиту г. Таллина и г. Лиепая.

В период учебной практики курсанты активно принимают участие в военно-патриотической работе. Так, в 2020 г. мероприятия военно-патриотической работы проводились на Соловецких островах, в городах Архангельске, Северодвинске и Североморске.

В Архангельске проведены мероприятия, посвященные памяти известного русского штурмана Пахтусова П. К., возложение венков у памятника адмиралу флота СССР Кузнецову Н.Г. Митрополитом Архангельским и Холмогорским Корнилием проведен обряд освящения корабля и вручена Высшему военно-морскому училищу-Морскому корпусу Петра Великого походная икона образа Святителя Николая Чудотворца.

В Северодвинске проведено торжественное мероприятие, посвященное памяти героев–Североморцев, погибших в годы Великой Отечественной войны, курсанты посетили музей истории строительства атомного подводного флота, музей авиации Северного флота, лодку-музей «К-21», побывали на тяжелом атомном подводном ракетном крейсере проекта 941.

Проведенный анализ итога прохождения учебной практики показал, что за счет увеличения её продолжительности с 2018 года, установки на учебных кораблях современных морских средств навигации прослеживается значительный рост уровня подготовки курсантов, выразившийся в сокращении времени сдачи зачетов на допуск к самостоятельному несению штурманской вахты по прибытию к новому месту службы.

Главным результатом учебной практики для курсантов явилось приобретение навыков и умений по обеспечению навигационной безопасности плавания и решению навигационных задач кораблевождения, несению ходовой и штурманской вахт.

 

Информация предоставлена ВУНЦ ВМФ.