Как искусство помогает науке понять себя: ЛЭТИ провел первую проектную школу в сфере Art&Science
Студенты, молодые ученые и художники объединились для создания технологичных арт-объектов в открытой летней междисциплинарной школе LETI ScienceArt«Наутилус 4.0. Погружение».
На площадке Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ»прошла первая междисциплинарная проектная школа «Наутилус 4.0. Погружение». Мероприятие было посвящено биоарту, в котором художники используют живые ткани, бактерии, микроорганизмы и целые экосистемы для создания произведений искусства. Основным направлением была выбрана экология.
Программа школы включала лекции-экскурсии по Ботаническому саду БИН им. В.Л. Комарова РАН и дизайн-центру «Ленполиграфмаш», междисциплинарные практики,интерактивы и разработку биоарт-проектов.За три дня погружения в мир Art&Science участники школы – более 30 студентов и молодых специалистов разных областей знаний, объединившись в междисциплинарные команды, смогли воплотить свои творческие идеи для решения острых экологических проблем.
«Задумывая школу, мы не рассчитывали на такой ажиотаж. Активное включение студентов творческих специальностей из других вузов стало для нас неожиданностью. Биоарт как основной тематический трек позволил объединить компетенции молодых биологов, экологов, инженеров и коммуникаторов, чтобы попробовать творчески осмыслить через технологическую метафору роль и право человека на «покорение» природы, конфликт искусственного и природного, – рассказывает организатор школы, заведующая кафедрой Связи с общественностью СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Лариса Шарахина.
После прохождения мастер-класса по созданию концепции арт-объекта участники приступили к работе над технологическими метафорами, проблематизирующими роль человека и устойчивости биосферы. Всоставе каждой из 5 команд был художник, инженер и специалист по социальной коммуникации.Работая по 12-14 часов в день, ребята удивлялись, сколько интересного скрывает профессиональная предметная область каждого из них.
Авторы одного из проектов задались вопросом, что такое мусор. В разработанной ими компьютерной игре человек собирает «бестиарий» мусорных объектов с подробной информацией о способах их повторного использования и переработки. В проекте«Коробка чудес» с помощью звуковых и световых решений, работы с тактильными ощущениями рассказываются сюжеты, подталкивающие человека к рефлексии о проблемах биоэтики.Проблеме загрязнения атмосферы посвящен проект «Маленький принц»:в течение девяти месяцев арт-объект в виде эмбриона из живых растений в режиме реального времени визуализирует вред факторов, влияющих на здоровье горожан.
Морской контейнер с системой автоматического учета вида и веса выброшенного мусора и интерактивным экраном, на котором с каждым килограммом отходов пластик заменяется на цветы – так команда OpenCycleрешила показать людям, что они не одиноки в своей заботе о природе. Проект«Жизнь+»посвящен биологической смерти как явлению и обращает внимание общества на альтернативные способы захоронения,предлагая задуматься о выборе наиболее экологичного варианта погребения.
Проекты команд оценило экспертное жюри.«Слышать другого человека, делать с ним что-то совместное – это сложно. Такие проекты дают возможность этому научиться. Призываю вас этим по максимуму воспользоваться, продолжая общение после завершения школы–и не только с членами вашей команды. Вы являетесь экспертами в совершенно разных областях и сможете делиться своими идеями друг с другом», – подытожила эксперт школы, сооснователь и методист проекта VETVi ART|SCIENCE|TECH LAB Ирина Антонова.
После завершения школы три команды, первыми прошедшие этапы исследования, фокусировки и составления бюджета, смогут доработать проекты под кураторством СПбГЭТУ «ЛЭТИ» и экспертов.
Летняя открытая междисциплинарная проектная школа состоялась в рамках конкурса St. PetersburgYoungDesign2022, который реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.В ее проведении приняли участие сотрудники отдела научной коммуникации Института физиологии им. И.П. Павлова РАН, лаборатории нейробиологии Института эволюционной физиологии и биохимии им. И.М. Сеченова РАН,кафедры инженерной защиты окружающей среды (ИЗОС) СПбГЭТУ «ЛЭТИ».