Ученые ЛЭТИ создали цифровую модель для реставрации уникальной скульптуры на мемориале советского детского писателя Виталия Бианки

3D-сканирование поможет в создании точной копии скульптуры, выполненной более 60 лет назад в честь автора детских произведений о природе и жизни зверей Виталия Бианки. Его надгробие является объектом культурного наследия федерального значения.

Детский писатель-натуралист Виталий Валентинович Бианки родился и вырос в Санкт-Петербурге. На его книгах «Лесная газета», «Как муравьишко домой спешил», «Чей нос лучше?», «Мышонок Пик» и др. росло целое поколение детей в 30-50-е годы в СССР. За свою жизнь автор написал более 300 произведений, число экземпляров которых составило 40 миллионов в 18 странах. Именем писателя названы улицы в Великом Новгороде, Ростове-на-Дону, Осе, Боровичи, в селе Чарышском, а также детские библиотеки в Новосибирске, Москве, Нижнем и Великом Новгородах, Перми.

В Санкт-Петербурге установлен мраморный памятник, который находится на могиле писателя. Слушающую птиц девочку с бурундуком на плече, в память о своем друге и наставнике изготовила известный советский скульптор Жермен Меллуп. Причем гипсовый образец, на основе которого была сделана скульптура, теперь хранится в квартире писателя, а мраморный оригинал находится на мемориале на Богословском кладбище Петербурга. Несмотря на то, что памятник был признан объектом культурного наследия, некоторое время назад бурундук был отбит вандалами, а белоснежное надгробие стало грязно-зеленым от водорослей, которые за шесть десятилетий распространились по его поверхности из-за высокой влажности.

Поэтому внук писателя Александр Михайлович Бианки планирует создать копию надгробия к юбилею своего дедушки в 2024 году, а гипсовый оригинал передать на хранение музею. В связи с этим Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры выдал задание на проведение работ по реставрации памятника, который находится на могиле. Но поскольку реставрация требует большого количества денежных затрат, встал вопрос об альтернативном способе решения проблемы – создании копии.

Однако традиционный метод выполнения копирования каменных объектов культурного наследия губителен для оригинала. Все дело в том, что он требует создания силиконового слепка с самого памятника, из-за чего существует риск его повреждения, так как отдельные элементы (кончики пальцев, завитки волос и т.д.) зачастую отламываются при снятии формовочного материала. Кроме того, созданная на основе памятника копия делается из полиэфирного бетона (эпоксидная смола с мраморной крошкой). Этот материал под воздействием солнечных лучей и перепадов температуры постепенно начинает трескаться изнутри, поэтому срок его службы в разы короче, чем век натурального камня. По этим причинам реставраторы многих стран мира сегодня все более активно используют бесконтактный метод копирования, один из которых основан в комбинации лазерного 3D-сканирования и работе фрезерных камнеобрабатывающих станков-роботов.

«Когда я узнал, что семья известного детского писателя Виталия Бианки хочет продлить срок жизни его надгробия, то связался с его внуком и предложил ему метод изготовления копии из мрамора по цифровой модели, которую можно получить с помощью 3D-сканирования. Внука это заинтересовало, и мы с коллегами приступили к сканированию гипсовой скульптуры». – руководитель лаборатории «ЛЭТИ ЛазерЛаб» профессор кафедры Фотоники СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Вадим Александрович Парфёнов

Суть предложенной учеными ЛЭТИ подхода заключается в лазерном сканировании объекта, с помощью которого создается высокоточная трехмерная компьютерная модель, несущая в себе информацию о геометрической форме объекта, а также в ее последующем переводе в CAD-модель. Используя эту модель, специальный фрезерный станок вырезает из глыбы натурального камня копию памятника, после чего ее финишную доводку осуществляет вручную профессиональный скульптор.

По словам исследователей, в результате такого копирования может быть получена высокоточная копия памятника, которая прослужит несколько веков.

«Сегодня существует общемировой тренд, в том числе и для Санкт-Петербурга, что нельзя хранить сильно-эродированные скульптурные памятники на открытом воздухе. Поэтому хотелось бы, чтобы оригинал надгробия замечательного детского писателя был представлен в наших музеях. Но сначала нужно изготовить копию этой скульптуры. Очень надеюсь, что она когда-то будет находиться в здании под крышей и сохранена, что создаст возможность ее сохранения,  изучения и экспонирования». – внук писателя Александр Михайлович Бианки

После сканирования всей гипсовой скульптуры, специалисты ЛЭТИ изготовят мраморную копию ее утерянной части – бурундука, который ранее сидел на плече девочки, чтобы можно было установить его на мемориал.

«На первом этапе мы успешно отсканировали гипсовую девочку с бурундуком. Сейчас ведем работу над созданием копии пока только этого зверька. Конечно, мы готовы приступить копированию и всей скульптуры, однако это полностью зависит от спонсорских средств и мы надеемся на поддержку», – отметил Вадим Александрович Парфёнов.

Лаборатория  «ЛЭТИ ЛазерЛаб» программы развития СПбГЭТУ «ЛЭТИ» «Приоритет 2030». Одним из направлений ее работы является оцифровка и создание физических копий скульптурных памятников с помощью лазерного 3D-сканирования, а также реставрация произведений искусства с помощью технологии лазерной очистки, которыми ученые ЛЭТИ занимаются с 2006 года. За это время они помогли изготовить копии двух скульптур: Primavera из коллекции Государственного музея-заповедника «Царское село» XVIII века и мраморного бюста Петра I XIX века из коллекции Государственного музея-заповедника «Петергоф».

 

Информация предоставлена:

СПбГЭТУ «ЛЭТИ»