Распределение выпускников после университета: социальная гарантия или посягательство на свободу выбора?
Делегация Санкт-Петербургского горного университета императрицы Екатерины II посетила с рабочим визитом белорусский Полоцк, где провела ряд встреч с представителями местного бизнеса и научно-образовательного сообщества. Стороны обсудили наиболее перспективные направления сотрудничества, в числе которых академический обмен студентами и преподавателями, а также создание на НПЗ «Нафтан» производства игольчатого кокса по технологии, разработанной учёными российского вуза.
Этот высокомаржинальный продукт, востребованный металлургическими предприятиями, получают из остатков перегонки нефти, то есть из мазута, который в связи с ужесточением экологических норм становится всё менее и менее востребованным. Руководство завода выразило заинтересованность в реализации этой идеи, а также заверило гостей, что готово принять на своей площадке студентов из города на Неве для прохождения производственной практики.
Одной из задач, стоящих перед петербуржцами в ходе знакомства с Полоцким государственным университетом, было изучение опыта функционирования в Республике системы обязательного распределения выпускников после окончания ими высших учебных заведений. Как известно, она сохранилась там ещё с советских времён, правда с тех пор заметно трансформировалась.
Во времена СССР молодых людей попросту ставили перед фактом и направляли туда, куда требовалось Родине. Теоретически они, конечно, могли отказаться ехать за тридевять земель, но для того, чтобы это решение не привело к крупным неприятностям, должны были получить так называемое открепление. Оно позволяло трудоустраиваться самостоятельно, но выдавалось лишь вследствие каких-то уважительных причин, например, в связи с беременностью или началом прохождения службы в советской армии.
Без этой справки ни одно государственное предприятие (а других тогда не существовало) не имело права принять на работу молодого специалиста до истечения трёх лет после окончания университета. То есть, вступив в неравную схватку с системой, выпускник фактически обрекал себя на тунеядство, за которое в то время полагался реальный тюремный срок.
Заключение, само собой, было крайней мерой наказания, но далеко не единственной. Помимо прочего, юноши и девушки, отказавшиеся от распределения, теряли многие льготы и социальные гарантии. Они, например, не могли рассчитывать даже на место в общежитии. С учётом того, что рынка арендного жилья тогда не существовало в принципе, для вчерашних студентов это становилось серьезной проблемой.
В итоге подавляющее большинство из них судьбе не противилось и направлялось, куда пошлют. Зачастую – в необжитые, только что построенные вокруг новых крупных месторождений и перерабатывающих заводов населённые пункты. Многие, кстати, вполне успешно там ассимилировались и оставались навсегда, другие получали повышение и перебирались в районные центры или даже в столицу. Одним словом, судьбы у всех складывались совершенно по-разному, поэтому говорить о практике трудоустройства выпускников в СССР исключительно, как о негативном явлении, конечно же, нельзя.
В Белоруссии, сохранившей многие черты советской эпохи, такие, например, как невероятная чистота на улицах, которая жителям Петербурга сегодня, особенно по весне, может только сниться, уцелела и система распределения. Правда, как уже было сказано выше, она заметно трансформировалась, ведь время неумолимо идёт вперёд и диктует новые тренды.
Так, лучшие студенты в Республике получают право максимального выбора среди самых статусных компаний страны. Как рассказали нам в Полоцком государственном университете, в прошлом году отличникам, то есть тем, кто учится на «9» и «10», был предложен список вакансий примерно из 75 различных вариантов по их профилю подготовки. У остальных выбор оказался менее богатым, но он всё равно существовал.
«Выпускники высших, научно-ориентированных или средних специальных учебных заведений Беларуси получают после завершения обучения свидетельство о направлении на работу сроком на два года. Мы рассматриваем это, прежде всего, как социальную гарантию, ведь увольнение молодых специалистов или их перевод на должность, не связанную с присвоенной квалификацией, в течение всего этого срока не допускается. Само собой, за исключением ряда случаев, установленных законодательством. Что касается тех ребят, которые учатся на платной основе, то они могут выбирать работу по своему собственному желанию. Это право у нас в стране ежегодно используют более 2 тысяч выпускников с высшим и средним специальным образованием. Распределение же в прошлом году получили более 55 тысяч молодых специалистов», — рассказал ректор Полоцкого государственного университета Юрий Романовский.
Сами студенты тоже полагают, что существующая система – это не посягательство на свободу выбора, а, напротив, источник уверенности в завтрашнем дне. О том, где в перспективе они могут получить вакансию, молодые люди узнают ещё в процессе учёбы. Речь, в первую очередь, идёт о партнёрах вуза, среди которых не только промышленные предприятия, но и крупные IT-компании – резиденты Парка высоких технологий.
«В нашей стране распределение рассматривается как залог того, что студенты после окончания университета не останутся без работы, хотя у них ещё нет соответствующего опыта и необходимых конкурентных преимуществ. Кроме того, подобная практика позволяет «свести» две заинтересованные стороны: выпускника, которому требуется работа, и нанимателя, которому нужны кадры. Бизнес заявляет о необходимом ему количестве молодых специалистов и гарантированно их получает. Контрольные цифры приёма на бюджет, насколько я знаю, планируются, исходя из обобщённых данных по всей Беларуси», — говорит студент третьего курса факультета информационных технологий Полоцкого университета Артём Грибанов.
Понятно, что у наших западных соседей не так много компаний работает в труднодоступной, малонаселённой местности, а значит и риск того, что выпускник, как минимум на два года, окажется оторван от привычного образа жизни, минимален. В России же таких локаций — множество, то есть в случае внедрения системы распределения юноши и девушки после окончания своей альма-матер вполне могут оказаться совсем не там, где мечтали.
С одной стороны, здесь вполне уместно вспомнить, что государство потратило на их обучение значительную сумму, то есть, если называть вещи своими именами, молодые инженеры, обучавшиеся за счёт бюджетных средств, находятся перед страной в долгу. И, наверное, должны его каким-то образом отработать. С другой, если человек изначально не мотивирован к тому, чтобы ехать «за туманом и за запахом тайги», то в случае принуждения он вряд ли окажется эффективен. Вероятнее всего, скатится в апатию или депрессию и совершенно точно не будет расти над собой ни в профессиональном, ни в личностном плане.
Студент 4 курса Санкт-Петербургского горного университета Виктор Слободин считает, что «возврат к советской системе распределения выпускников, которая не предполагала никакого выбора, нецелесообразен». Ведь в этом случае конкуренция за лучших из них среди работодателей, очевидно, снизится. Бизнес будет уверен, что в любом случае пополнит свой кадровый резерв, а значит, станет меньше внимания уделять вопросам, связанным с преференциями для своих потенциальных сотрудников. В то же самое время белорусский опыт представляется молодому человеку достаточно интересным.
«Если рассматривать эту систему исключительно, как социальную гарантию, то, конечно, это позитивная история. Но, по большому счёту, можно смело сказать, что у нас в вузе она уже давно реализуется. Практически каждый студент, даже в том случае, если он не является лидером, ещё на третьем курсе получает по несколько предложений от потенциальных работодателей, имеет возможность выбрать наиболее перспективного из них, пройти на его площадке производственную практику, а затем и трудоустроиться. Естественно, у отличников, победителей различных кейс-чемпионатов и олимпиад таких предложений больше. В стране наблюдается очевидный дефицит инженеров — металлургов, горняков, нефтяников, химиков-технологов, поэтому интерес к будущим специалистам, особенно, тем, кто учится во флагманских высших учебных заведениях, очень большой. Лично я проходил практику на предприятии Красцвветмета – это один из мировых лидеров в области аффинажа драгоценных металлов», — рассказал Виктор Слободин.
Отметим, что вопрос восстановления обязательного распределения российских выпускников неоднократно поднимался работодателями. Возврат к этой концепции, по их мнению, необходим потому, что многие студенты технических вузов после их окончания, «готовы работать хоть официантами», лишь бы остаться жить в большом городе и не ехать «в поля». Ряд представителей бизнеса полагает, что данная идея должна быть реализована в рамках пилотного проекта по совершенствованию системы подготовки кадров для отечественной экономики, который сейчас воплощается в жизнь как раз в стенах Санкт-Петербургского горного университета. На сегодняшний день эта инициатива не является составной частью процесса модернизации высшей школы.