Экс-министр иностранных дел Австрии оценила перспективы отказа человечества от ископаемого топлива
Руководитель Центра G.O.R.K.I. Карин Кнайсль, которая с 2017-го по 2019 год занимала должность главы МИДа Австрийской Республики, выступила в Санкт-Петербургском горном университете императрицы Екатерины II с актовой лекцией «Постоянный суверенитет над ресурсами: создание ОПЕК». Ректор Владимир Литвиненко, представляя гостью аудитории, назвал её «человеком, не побоявшимся бросить вызов идеологии, которая в последние годы стала доминирующей в Евросоюзе».
Стремление к конструктивному диалогу, в том числе и с Россией, а оно, как известно, в последнее время на Западе не в чести, принесло политику немало проблем и в конечном итоге привело к вынужденной эмиграции. Из-за угроз физической расправы ей пришлось уехать сначала из страны, а потом и из ЕС в целом. Перед тем, как перебраться в Россию, г-жа Кнайсль некоторое время жила в Ливане, где электричество в жилые дома иногда подавалось лишь один час в день.
«В основе устойчивого развития любой экономики лежит свободный доступ к ресурсам. То есть возможность добыть сырьё самостоятельно или же приобрести его у партнёров. Именно поэтому для всех нас очень важно владеть информацией о тех проблемах, которые стоят сегодня перед топливно-энергетическим комплексом, и осознавать перспективные пути их решения. Особенно ценными являются знания, полученные не из сетевых систем, ведь зачастую они представляют собой кривое зеркало, а из первых уст, от аналитиков, чьё мнение основано на фактах и богатом личном опыте. Г-жа Карин Кнайсль – эксперт ОПЕК, она долгое время изучала закономерности, влияющие на состояние рынка нефти. Я рад, что встреча со специалистом столь высокого уровня собрала полный зал, ведь она, вне всяких сомнений, обогатит каждого, кто здесь присутствует», — обратился Владимир Литвиненко к студентам и аспирантам, предваряя актовую лекцию.
«Форпост» приводит наиболее интересные выдержки из этого выступления.
Возможен ли отказ от ископаемого топлива и полноценный «зелёный переход»?
Карин Кнайсль: Бывший министр нефтяной промышленности Саудовской Аравии шейх Ахмед Заки Ямани однажды сказал, что «каменный век закончился не потому, что закончились камни». Многим эта фраза пришлась по душе, и её сейчас часто цитируют, когда хотят сказать, что время идёт вперёд, технологии становятся всё более совершенными, а значит, эпоха ископаемого топлива походит к концу.
Но насколько это утверждение соответствует действительности? Нефть сейчас самый востребованный на планете сырьевой товар, спрос на неё растёт, а 70-80% энергопотребления в современном мире генерируется за счёт сжигания ископаемого топлива. Давайте будем откровенны: в том случае, если на нынешнем этапе технологического развития и в обозримой перспективе мы сократим эту цифру хотя бы до 40%, то о стабильности энергоснабжения нам можно будет забыть. Мы будем жить с постоянно текущими холодильниками, как я в Ливане, и у нас не будет возможности постирать вещи или зарядить гаджеты, когда это понадобится.
Мы не в состоянии отказаться от нефти и достигнуть нулевого уровня выбросов парниковых газов. То есть стопроцентный энергопереход невозможен. Всё просто: существуют законы материального мира, и тот, кто их игнорирует, — всего лишь популист, повышающий свой статус за счёт того, что произносит модные слова, связанные с «зелёной повесткой». Но проблема в том, что к реальности они не имеют никакого отношения, поскольку без ископаемого топлива попросту невозможен экономический рост, к которому стремится каждое государство.
Это аксиома. Такие отрасли, как металлургия, машиностроение и ряд других потребляют колоссальное количество энергии. Обеспечить стабильность её поставки за счёт возобновляемых источников (чей КПД зависит от капризов природы – ред.), невозможно. Но разве такая страна, как, например, Германия хочет лишиться своей промышленности? Я так не думаю.
Проблема в том, что многие профильные компании, которые оказались под юридическим и моральным давлением, вынуждены сокращать инвестиции в сектор добычи углеводородов. Или заявлять об их снижении, но поступать ровно наоборот, что ведёт к утере прозрачности рынка в связи с таким подходом.
Как Россия и Саудовская Аравия превратились из соперников в партнёров?
Карин Кнайсль: В 2016 году, когда был создан ОПЕК+, многие испытывали скептицизм относительно перспектив этой организации, в том числе Великобритания. Однако она доказала свою жизнеспособность. Многие называют её картелем и говорят о том, что она создана для того, чтобы держать цены на высоких уровнях, соответствующих ожиданиям экспортёров. Но, на самом деле, речь идёт, прежде всего, о координации объёмов производства нефти для достижения баланса на глобальном рынке.
Учитывая растущую геополитическую напряжённость, в частности, присутствие НАТО на Украине, военные действия в секторе Газа, недавнюю атаку на иранское посольство в Сирии, ответ Исламской Республики, искать этот баланс, очевидно, станет ещё труднее. И здесь роль ОПЕК+, участники которой обладают 80% всех доступных запасов нефти, приобретёт решающее значение.
Раньше было невозможно представить, что Россия и Саудовская Аравия, которые по ряду причин были соперниками, сумеют наладить столь конструктивное сотрудничество. Однако это произошло. Партнёрство на дипломатическом, политическом уровне становится всё более тесным, что позволяет надеяться на сохранение стабильности работы отрасли в глобальном масштабе. Ещё раз повторю: человечество продолжит добывать нефть и потреблять её, всё дело лишь в цене барреля.
Почему важен сырьевой суверенитет?
Карин Кнайсль: Понятие постоянного суверенитета над природными ресурсами сформировалось ещё в шестидесятые годы прошлого века. С тех пор прошло много лет, но по сути ничего не изменилось. Любое государство, нацеленное на прогресс, ставит своей целью контролировать добычу сырья и технологии его глубокой переработки, ведь это основа устойчивого развития.
Да, конечно, и полезные ископаемые, и товары конечного потребления можно закупать за границей. Но кто гарантирует, что их поставки в один «прекрасный момент» не прекратятся? Россия два года назад оказалась именно в такой ситуации, хотя раньше, наверное, никто всерьёз не думал о том, что какая-то импортная продукция, к наличию которой в магазине все давно привыкли, вдруг пропадёт.
Суть понятия постоянного суверенитета над ресурсами состоит в том, что все народы должны иметь право контролировать свои недра, а также получать основные блага от их разработки. К сожалению, современное мироустройство далеко не всегда соответствует данному принципу, но в деятельности ОПЕК + он является превалирующим.
Актовая лекция прошла в формате диалога. В завершение студенты и аспиранты получили возможность задать интересующие их вопросы. Они касались таких тем, как перспективы организации экспортёров нефти, отказ от машин с двигателями внутреннего сгорания и ряда других.