Эксперты СПбГЭУ обсудили экосистемный подход в управлении человеческим капиталом
В рамках VII Национальной научно-методической конференции с международным участием «Архитектура университетского образования: Стратегические инициативы эффективные решения» прошла открытая дискуссия на тему «Экосистемный подход в управлении человеческим капиталом».
Ключевыми вопросами стали: комплексный подход к формированию системы управления человеческими ресурсами; создание возможностей для развития ключевых компетенций персонала; актуальные инструменты и механизмы в управлении человеческим капиталом и т.д. Также участники дискуссии коснулись вопросов особенностей кадровой политики: как правильно выстраивать корпоративные отношения, чтобы привлечь и удержать таланты, что такое человекоцентричность, и чем опыт бизнеса может быть полезен образовательной среде.
Модератором дискуссии выступила проректор по организационно-кадровой работе СПбГЭУ Наталья Сирота. «Несмотря на прорыв IT-технологий и технологические вызовы, важным и ценным ресурсом любой организации по-прежнему остается человек и его профессиональные навыки. Цифровая трансформация меняет жизнь любой компании. Но даже самой инновационной системой должен управлять человек. Сегодня перед образовательными учреждениями стоит важная задача усовершенствования системы образования с целью обеспечения рынка специалистами востребованных профессий», — отметила Наталья Сирота.
Председатель Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга Дмитрий Чернейко акцентировал внимание на причинах возникновения дефицита кадров. «В последние годы резко поменялась структура занятости. Из 74 млн занятых почти 9,5 млн составляют самозанятые и более 30 млн — это малый и средний бизнес (прирост составил +8,5% к 2022 году). Таким образом, больше половины занятых в экономике России находятся, по факту, вне трудовых отношений с организациями. Одна из причин этого явления — низкая заработная плата, причем по специальностям, которые не должны быть малооплачиваемыми: учителя, врачи, инженеры, ученые, профессорско-преподавательский состав», — сказал Дмитрий Чернейко.
В связи с этим эксперт обратил внимание, что к концу обучения выпускник должен иметь трудовой опыт и, как минимум, знать своего будущего работодателя. «Это то, к чему надо стремиться всем учебным заведениям. Только диалог между предприятиями и образовательными организациями позволит обеспечить экономику высококвалифицированными кадрами», — считает Дмитрий Чернейко. Председатель Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга также отметил, что государство и участники рынка готовы помогать молодежи, адаптировать механизмы найма под запросы соискателей, особенно молодых, создавать комфортные условия труда и ясные перспективы, предоставлять возможность обучения, в том числе, в рамках национального проекта «Демография». «Но мы должны понимать, что решение данной проблемы требует длительного времени и объединения общих усилий», — резюмировал Дмитрий Чернейко.
Директор Департамента правового обеспечения, администрирования и государственной службы Министерства Просвещения Российской Федерации Максим Живаев отметил, что темпы развития российской экономики все больше поднимают вопрос о нехватке высококвалифицированных педагогических кадров. По его словам, в 2023 учебном году в российских школах не хватало 22 тыс. педагогов. Проблему кадрового дефицита учителей в России решают и на федеральном, и на региональном уровнях. В первую очередь это решается путем реализации различных федеральных программ, таких как «Земский учитель», в рамках которой предусмотрена выплата в 1 млн рублей педагогам, переезжающим в малые города и села, либо по 2 млн рублей — в сельские районы Дальнего Востока. Это позволило заполнить порядка 5 тыс. вакансий. Также Министерство Просвещения РФ совместно с Министерством труда России реализует программы и проекты, стимулирующие молодёжь к выбору профессии «педагог». Такие проекты могут включать в себя стипендии и гранты для студентов, профессиональное обучение и развитие, а также создание сети поддержки и сотрудничества для педагогов и наставников.
«Наша главная задача состоит в том, чтобы мотивировать педагогов. Образование имеет отложенный эффект. Работу плохих учителей можно увидеть через 15 — 20 лет. Поэтому хочется, чтобы как плохих медиков, так и плохих учителей у нас не осталось. Чтобы все врачи и педагогические сотрудники были высококвалифицированными, приносили пользу нашим детям, нам самим и, конечно, государству, ведь это все выстраивается в одну логическую цепь», — резюмировал Максим Живаев.
Руководитель Государственной инспекции труда — главный государственный инспектор труда в городе Санкт-Петербурге Игорь Беляев обратил внимание на масштабную работу Государственной инспекции труда с высшими учебными заведениями и с талантливой молодежью. «Работодатели сегодня создают на рабочих местах не только безопасные условия труда, пересматривают меры поддержки персонала, но и формируют навыки безопасного поведения. Рынок труда диктует новые тенденции, которые при комплексном подходе дают возможность поддержать и развивать талантливых людей», — сказал Игорь Беляев.
Проректор по административной работе — руководитель аппарата ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет Сергей Прохоров рассказал об особенностях по подбору и сохранению талантливой молодёжи в Республике Татарстан. Интересный опыт по реализации программы привлечения молодых специалистов был представлен начальником службы управления персоналом Октябрьской дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД» Семеном Русиновских. Особое внимание эксперт обратил на профориентационную работу со школьниками в рамках образовательной программы «Страна железных дорог».
Заместитель Директора Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований, заведующий кафедрой психологии образования и педагогики, факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова Александр Веракса отметил, что привлекать молодежь необходимо со школьного возраста: закреплять функции, обеспечивающие реализацию процесса наставничества в трудовых коллективах, за руководителями учебных и научных подразделений, и уделять особое внимание комфортной среде, психологической атмосфере коллектива.
Руководитель федерального методического центра по развитию института наставничества, главный методолог АНО «Центр знаний «Машук» Александр Низов в завершении дискуссии отметил, что невозможно рассматривать экосистемный подход в управлении человеческим капиталом без кооперации. Только объединив усилия государства, корпоративных университетов, организаций бизнес-образования, просветительских центров и профильных комитетов можно достичь поставленной цели: растить, развивать, удерживать молодые, талантливые и профессиональные кадры для нашей страны. «Мы видим большой потенциал в использовании инструментов наставничества при решении как новых задач, которые стоят перед системой образования, так и с точки зрения улучшения качества существующей работы. Чтобы на всех уровнях образования молодые люди могли развиваться, расти и становиться специалистами, работающими на благо России», — отметил Александр Низов.
Эксперты СПбГЭУ обсудили экосистемный подход в управлении человеческим капиталом