Почему всё больше школьников планирует поступать в Санкт-Петербургский горный университет
Старшеклассники из школы № 635 и гимназии № 177 накануне провели свой учебный день в Санкт-Петербургском горном университете императрицы Екатерины II. Они ознакомились с его инфраструктурой, музейными коллекциями, а также прослушали две лекции об экологии города на Неве и геологических процессах, меняющих облик Земли. По словам организаторов, основной целью мероприятия стала популяризация науки и инженерных профессий.
Подобные встречи с будущими абитуриентами в старейшем техническом вузе страны проводятся регулярно, но в последние годы их интенсивность заметно возросла. Зачастую подростки, которым совсем скоро предстоит определиться с выбором своей альма-матер приезжают сюда в ежедневном режиме. Это и неудивительно, ведь количество желающих стать студентами одного из ведущих высших учебных заведений России постоянно увеличивается.
Причин несколько. Во-первых, блестящая материальная база, первая встреча с которой производит на многих столь яркое впечатление, что прочие варианты отпадают сами собой. Во-вторых, отличные преподаватели, способные адаптировать свои выступления к разным возрастным категориям. А, начиная с прошлого года, ещё и участие университета в пилотном проекте по совершенствованию высшей школы.
Интерес к этой теме со стороны старшеклассников и, особенно, их родителей действительно велик. Подавляющее большинство полностью поддерживает решение Президента о выходе из Болонского процесса и модернизации образовательной системы с опорой, в том числе, на советский опыт. Учитывая, что первый и пока единственный отечественный вуз, полностью перешедший на новые учебные планы – это именно Горный, его привлекательность в глазах общественности возросла до небывалых ранее высот.
Статистика полностью подтверждает всё вышесказанное. Так, в прошлые годы конкурс на обучение за счёт бюджетных средств составлял здесь около 10 человек на место, в 2021-м он возрос до 15,7, а в 2023-м – до 18,9. Повышается и средний балл ЕГЭ зачисленных по одному предмету. В 2021 году он был зафиксирован на уровне 75,1, в 2022-м — 75,7, в 2023-м — 76, 8.
«Задача руководства любого технического вуза – создать комфортную для аккумуляции знаний и навыков, конкурентную среду. Но помимо этого, необходимо также помочь вырасти над собой в профессиональном и личностном плане наиболее талантливым, перспективным юношам и девушкам. Тем, кто мотивирован строить свою карьерную траекторию на производстве, в науке или педагогике. Для этого у нас существует ряд программ, таких, как «Лидер школы», участие в которых позволяет получить преимущество при поступлении и реализовать в дальнейшем свой потенциал», — рассказал ректор Владимир Литвиненко.
Одна из задач учебного дня, который прошёл в Горном университете, как раз и заключалась в том, чтобы довести до ребят информацию об олимпиадах и конкурсах, повышающих шансы на зачисление в вуз. Ведь одно дело понимать, что образование, полученное здесь, открывает перед тобой большие перспективы, и совсем другое – попасть в итоговые списки первокурсников, если баллы ЕГЭ по тем или иным причинам оказались ниже ожидаемых.
Диана Барская учится в девятом классе школы № 635 Приморского района, то есть времени на выбор будущей альма-матер у неё предостаточно. Тем не менее, решение уже принято – девушка планирует подавать документы именно в Горный, на одно из направлений подготовки, связанных с машиностроением. Школьница говорит, что учится на «отлично», но, несмотря на это, она собирается подстраховаться и принять участие в нескольких олимпиадах, позволяющих получить дополнительные баллы.
«Во время знакомства с инфраструктурой университета меня поразило сочетание современности и истории. Сначала нам показали передовые аудитории и лаборатории, где внедрены, в том числе, технологии виртуальной реальности. А лекции потом читали в конференц-зале, где висят увековеченные в металле списки лучших студентов, начиная с позапрошлого века, и портрет Екатерины II, основавшей вуз. То есть, с одной стороны, здесь очень большие возможности для освоения профессии, а с другой, многовековые традиции, которые передаются из поколения в поколение и обеспечивают связь веков», — поделилась эмоциями Диана Барская.
Ученик десятого класса гимназии №177 Дмитрий Ключевский, который планирует стать программистом, остался поражён разнообразием экспозиции Горного музея. Особенно, его впечатлила палеонтологическая коллекция, «изучая которую можно проследить всю историю эволюции на Земле». В числе преимуществ обучения именно в этом вузе он также назвал его участие в пилотном проекте по совершенствованию системы высшего образования.
«Меня совершенно не смущает, что срок обучения увеличился до шести лет. На мой взгляд, это преимущество, поскольку студенты получают дополнительное время для освоения профессии, в частности, — необходимых практических компетенций. Это очень важно для того, чтобы после выпуска претендовать на достойную работу. И инженеру, и программисту нужно получить больше знаний и навыков для того, чтобы быть востребованным со стороны работодателей. Чем больше, тем лучше», — уверен Дмитрий Ключевский.
Все опрошенные «Форпостом» старшеклассники заявили, что подобного рода учебные дни очень важны, поскольку «дают максимум информации о вузе». А ещё – «возможность оценить студенческий ритм жизни и понять, что он коренным образом отличается от школьного». В университете, например, никто никого не будет заставлять учиться. И если первокурсник по тем или иным причинам окажется не готов усердно грызть гранит науки, то уже через полгода ему, скорее всего, с мечтой о дипломе придётся распрощаться.
Ничего нового здесь, понятное дело, нет. Молодые люди, не способные к самоорганизации и, как следствие, к успешной учёбе, отчислялись и при советской, и при двухуровневой системе высшего образования. А вот обратная сторона медали (то есть поощрение тех, кто выигрывает конкуренцию у сверстников) в перспективе должна засиять гораздо ярче и стать дополнительным стимулом для отличников. Так, начиная со следующего года, лучшие студенты по окончанию второго курса получат возможность перевестись на более статусные специальности, куда, вполне возможно, они хотели поступить изначально, но не набрали для этого необходимых баллов ЕГЭ.
Подобного рода нововведения, которые апробируются сейчас в Горном, а через два года будут масштабированы на всю страну, нацелены на то, чтобы мотивировать молодёжь к получению необходимых для карьеры компетенций и сократить дефицит кадров в реальном секторе отечественной экономики.