Очередные инженерные соревнования прошли на Корфаке

6 декабря на факультете Кораблестроения и океанотехники прошли четвертые Инженерные соревнования студентов-кораблестроителей в формате «Командное конструирование».

На этот раз они были посвящены моделированию корпуса судна. Шесть команд, состоявших из студентов разных курсов, магистрантов и даже одного недавнего выпускника в течение 4-х часов создавали собственные модели корпусов.

Перед участниками конкурса стояла задача построить модель судна размерами 60х18х15см с корпусом из полистирола, шпангоутами из толстого картона и прочной деревянной палубой. Им также были заданны общие габариты по размерам трюма, куда при последующих испытаниях помещался груз.

Модели ребят различались обводами погруженной части корпуса и наличием или отсутствием важных конструктивных элементов: скуловых килей, рулей, бульбов.

Конструкторские решения команд должны были обеспечить для их моделей минимальные дифферент и крен в грузу, причем допускался только дифферент на корму. Требовалось также обеспечить ограничения и по динамическим характеристикам: максимальный период качки и минимальное сопротивление при буксировке в грузу.

Кроме того, на специальной палубной перемычке, расположенной между машинным отделением и трюмом, в районе правого борта монтировался макет крана, на котором требовалось разместить максимально возможный вес.

Игра проходила в Зале малых установок кафедры Теории корабля (Б-330), оборудованном небольшим бассейном, пригодным для таких соревнований. Но, чтобы обеспечить нужные условия, лидерам соревнований — Кириллу Овчинникову, и инженеру кафедры Теории корабля Дмитрию Вирцеву пришлось самостоятельно и в короткие сроки сконструировать и изготовить буксировочное устройство, приводящееся в движение устройством гравитационного типа.

Материалы для конструирования корпусов судов – пенопласт, картон, фанера, клей, скотч, и несложные инструменты – ножи, пилки, линейки, фломастеры, выдавались всем командам в одинаковом комплекте.

Команды выбрали себе названия: «Кочубеи», капитан Владимир Кузей (гр.1111), «1120», капитан Эрнест Румянцев (гр. 1120), «Слеминг», капитан Александр Рогачев (магистр, гр. 1160), «Студенты удачи», капитан Владислав Терентьев (гр. 1213), «Левиафан», капитан Глеб Грушевой (гр. 1380), «Эдельвейс», капитан Александр Воропаев, (гр. 1370).

После окончания длинного этапа изготовления моделей, который прерывался на кофе-брейк, организованный аспирантом Никитой Тряскиным (кафедра ГАММА), начались двухчасовые разнообразные статические и динамические испытания качеств моделей в воде.

Нескольким командам удалось решить проблему обеспечения нулевого статического дифферента, а вот ликвидировать статический крен не удалось никому — слишком тяжело в игровых условиях создать полностью симметричный корпус. Две из шести команд решили бороться с качкой с применением дополнительных пассивных устройств — скуловых килей и горизонтальных рулей. Именно у этих двух команд демпфирование бортовой качки было настолько большим, что замерить период свободных колебаний бортовой качки оказалось практически невозможным.

Самой зрелищной частью испытаний стала проверка ходкости построенных моделей. Пятиметровый рубеж модели преодолели за совершенно разные промежутки времени, но лучшее время 7,5с оказалось у неоднократного участника Инженерных соревнований — команды «Левиафан».

В заключительной части испытаний на модель судна устанавливался кран и производилось определение максимально возможного груза, выдерживаемого судном до опрокидывания. Лишь команде «Студенты удачи», которые по итогам стали победителями конкурса, удалось превзойти рубеж в полкилограмма.

При подсчете результатов, оказалось, что команды «Левиафан» (2 место) и «Студенты удачи» (1 место) оторвались от ближайших преследователей почти на 10 баллов, а в очном поединке их судьбу решила разница всего в один балл в пользу «Студентов удачи». Третье место у «1120», четвертое – у «Слеминга», пятое – у «Кочубеев», а шестое – у «Эдельвейса».

Учебно-научный проект «Инженерные соревнования» проводится на ФКО под эгидой Студенческого научно-образовательного общества. Его правила соответствуют международным требованиям этих соревнований в части «Team Design». Это позволило в октябре послать шесть самых квалифицированных игроков Корфака на международные соревнования в г.Гамбург, где они отлично себя проявили: Мария Акопова (гр. 1380) вместе со мной играли в международной команде-победительнице (http://www.smtu.ru/rus/news_10_2014/22_10_2014_1001.html ). А один из наших активных игроков – Сергей Баринов (гр. 1310) постоянно участвует в городских показательных выступлениях и турнирах по судомоделированию; летом 2014 года в г. Сергиев Посад он занял 2-е место на Первенстве России по судомодельному спорту.

Следующие Инженерные соревнования – в весеннем семестре. Организаторы ждут всех, кто готов предложить свои конструкторские решения в кораблестроении и отстоять их практическую значимость.

Руководитель Инженерных соревнований, аспирант кафедры Гидроаэромеханики и морской акустики Кирилл Овчинников.

 

Фото Сергея Устинова (гр. 1160) и Анны Войткунской.

Информация в группе http://vk.com/eng_comp_smtu.