Морское техническое образование и наука не имеют географических границ

Санкт-Петербургский государственный морской технический университет придает большое значение развитию зарубежных связей с западными вузами, образовательными центрами  и предприятиями. Международная деятельность университета направлена на укрепление мирового статуса СПбГМТУ. Более подробно об этом направлении деятельности рассказывается в интервью с проректором по международному сотрудничеству, заслуженным деятелем науки РФ, профессором Кириллом Рождественским.

— Кирилл Всеволодович, расскажите, пожалуйста, о географии международных контактов «Корабелки».

— За последние годы университетом установлены связи и осуществляется сотрудничество с университетами, научно-исследовательскими организациями и научно-техническими обществами целого ряда стран. В том числе: в Китайской Народной Республике (Харбинский инженерный университет, Шанхайский Цзяотунский транспортный университет, Дальянский и Чжэцянский океанические университеты, Китайская кораблестроительная промышленная корпорация, Китайский научно-исследовательский центр в области кораблестроения, Шанхайское научно-техническое общество кораблестроения и океанотехники), в Малайзии (Правительственное Агентство MARA, Куала-Лумпурский университет),в Социалистической Республике Вьетнам (Технический Институт ВМС), в Европе (Институт морского инжиниринга, науки и технологий, Великобритания; Бюро Веритас, Франция; университет Аальто, Финляндия; университетский центр в Свальбарде, Шпицберген; Норвежский университет науки и технологии, финские компании ABBFinland и AkerArctic, Ассоциация «WilliamFroude», Нидерланды; Бременский университет, Германия).

— В чем заключается конкретное взаимодействие с перечисленными организациями?

— Университет регулярно проводит международные конференции, семинары, а также студенческие научные школы. В период с 1999 года по настоящее время проведены следующие масштабные конференции: MEET 99 (MaritimeEngineering: Education&Training) по проблемам кораблестроительного образования, GEM 2000 (GroundEffectMachines) по судам и аппаратам, использующим эффект опорной поверхности,SP 2001 (ShipPropulsors) по судовым движителям, WMF 2003 (WorldMaritimeForum)- Форум морских лидеров, FAST 2005 (FastSeaTransportation) по скоростному морскому транспорту, SubSeaTECH2007, SubSeaTECH2009 и SubSeaTECH2014 по подводным технологиям, SuperFAST2008 по сверхскоростным аппаратам, движущимся под водой, над водой и с пересечением свободной поверхности воды.  В 2012 году под эгидой Всемирного морского технологического конгресса и при поддержке правительства Российской Федерации СПбГМТУ совместно с Научно-техническим обществом судостроителей РФ им. акад. А.Н. Крылова организовал 4-ую Всемирную морскую технологическую конференцию WMTC2012 по основным направлениям судостроения и океанотехники, морского инжиниринга, науки и технологии, в которой приняло участие более шестисот делегатов из двадцати стран мира. Непосредственно за WMTC2012 и SubSeaTECH2014 прошли первый и второй Форумы молодых морских лидеров. На весну 2016 года намечено проведение международной конференции по судостроению и океанотехнике с участием стран-членов БРИКС и АТЭС.

— Такое большое количество международных форумов, вероятно, предполагает и широкий спектр обсуждаемых вопросов?

— Действительно, весьма разнообразна и тематика международных семинаров-лекций, проведенных за последние годы в СПбГМТУ, в частности: особенности применения литий-ионных аккумуляторов для подводной техники, технические проблемы создания систем электродвижения судов и кораблей, свойства и особенности применения морских красок и покрытий, проблемы снижения вредных выбросов судовых двигателей внутреннего сгорания, тренажеры для морского и речного транспорта, современные пропульсивные комплексы судов и кораблей, современные водометные движители, системы WolframMathematica и SystemModeler для инженерных приложений, применение системы автоматизированного проектирования CATIA в морском инжиниринге, проблемы проектирования, изготовления и установки оборудования для подводной добычи нефти и газа и др.

— Все эти проблемы обсуждаются лишь маститыми учеными-судостроителями? Есть ли место научному творчеству студенческого корпуса?

— У нас установилась практика организации студенческих научных школ и конференций как в России, так и за рубежом. Такие Школы были проведены: в Палермо, Италия (2008, совместно с UniversitadegliStudidiPalermo), в Лондоне, Великобритания (2014, совместно с AaltoUniversity, Финляндия и CityUniversityLondon), в Хельсинки (2013, совместно с AaltoUniversity), в Чжоу Шане, Китай (2013, совместно с ZhejiangOceanUniversity и AaltoUniversity), в Санкт-Петербурге и Дельфте, Нидерланды (2013, совместно с DelftTechnicalUniversity), в Санкт-Петербурге (апрель 2015, совместно с ZhejiangOceanUniversity)

С 2010 года проводятся зарубежные технические визиты лучших студентов университета с целью ознакомления с опытом и достижениями морских инженерных организаций стран, продвинутых в области судостроения и океанотехники. Обычно, такие визиты осуществляются по приглашению зарубежных научно-технических обществ, университетов или предприятий-партнеров, а их программы могут включать посещение университетских кафедр морского инжиниринга, научно-исследовательских институтов, проектно-конструкторских бюро, судостроительных предприятий, а в ряде случаев — специализированных выставок. 

— Если можно, приведите конкретные примеры.

— В таком формате состоялись, в частности: ознакомительные поездки студенческих группСПбГМТУ в Великобританию (с посещением Морского регистра Ллойда, лондонского Института морского инжиниринга, науки и технологий, UniversityCollegeLondon, международной выставки OceanologyInternational), во Францию (с посещением классификационного общества BureauVeritas, Высшей национальной школы передовой техники-EcoleNationaleSuperieuredeTechniquesAvancees, военно-морской выставки EURONAVAL), в Финляндию (с посещением AaltoUniversity, компаний ABB-Finland, AkerArctic, судостроительного завода ArctechHelsinkiShipyard), в Китайскую Народную Республику (с посещением одного из ведущих транспортных университетов КНР ShanghaiJiaoTongUniversity, Шанхайского проектно-исследовательского института коммерческого судостроения SDARI, Морского проектно-исследовательского института MARIC, одного из крупнейших в мире судостроительных предприятий WaigaoqiaoShipbuildingCo., Ltd, международной выставки MarintecChina). В ходе своей экспедиции «по следам царя-плотника» по приглашению голландской образовательной ассоциации «Уиллиам Фруд» наши студенты приняли участие в Европейской конференции морских студенческих ассоциаций и посетили ряд организаций и предприятий, в том числе: известные верфи KeppelVelorme и Damen, компанию IHC MERWEDE, которая является мировым лидером в области строительства земснарядов и судов для добычи полезных ископаемых и строителя супер-яхт компанию OCEANCO.  По приглашению партнера «Корабелки» — Гданьского политехнического университета- группа студентов ознакомилась с ведущими лабораториями этого университета, посетила судоремонтную верфь Remontova и гидродинамический центр в Илаве.

— Ленинградский кораблестроительный институт еще в середине прошлого века проводил обучение иностранных студентов, как правило, из дружественных СССР стран, идущих по социалистическому и демократическому пути развития. Сохранился сегодня ли интерес у молодежи зарубежных стран к получению высшего образования в стенах «Корабелки»?

— Значительную роль в международной деятельности университета занимает обучение иностранных учащихся, в число которых входят бакалавры, магистры, аспиранты и стажеры. Благодаря усилиям факультета иностранных учащихся наш университет является одним из лидеров Санкт-Петербурга по доле иностранцев в общем студенческом контингенте. Обучение иностранных студентов заключается как по направлению Министерства образования и науки РФ, так и по договорам с родственными вузами зарубежья, посредническими организациями и самими учащимися. В настоящее время в «Корабелке» обучается около четырехсот иностранных учащихся, в том числе из Китайской Народной Республики, Республики Союз Мьянма, Малайзии, Социалистической Республики Вьетнам, стран Балтии, Республики Молдова, Азербайджанской Республики, Республики Абхазия, Республики Казахстан, Киргизской  Республики, Республики Беларусь, Республики Грузия, Республики Узбекистан, Туркменистана, Украины.

— Каким образом сегодня ведется набор студентов-иностранцев в СПбГМТУ?

— Для расширения контингента иностранных учащихся и повышения своей конкурентоспособности на рынке услуг высшего технического образования университет участвует в международных образовательных выставках-ярмарках. В частности, в феврале-марте  этого года делегация СПбГМТУ приняла участие в выставке «Образование и карьера» в Гонконге и в Международной китайской передвижной образовательной выставке (ссылка: http://www.smtu.ru/rus/news_04_2015/2015_1048___08_04_2015.html) , развернутой последовательно в Пекине-Шанхае-Ханчжоу и Гуанчжоу.

— А те студенты, кто уже учится в СПбГМТУ, могут ли рассчитывать на получение знаний и опыта от иностранных специалистов?

— Да, разумеется. Одной  из важных составляющих проекта сотрудничества нашего университета с компанией BP(БиПиЭксплорэйшОперейтинг Компани Лимитед) стал цикл лекций специалистов международного класса по актуальным техническим вопросам освоения Мирового океана. Программа цикла, разработанная университетом и согласованная с грантодателем,  покрывает самые различные аспекты проблемы,  в том числе механические свойства льда и особенности взаимодействия ледовых полей с судами и средствами океанотехники; новые материалы, включая композитные и наноструктурированные;  экология морских сред и проектирование энергосберегающих судов с силовыми установками, соответствующими современным требованиям по ограничению вредных выбросов; проектирование, транспортировка и установка добычных платформ; проблемы безопасности при  проведении работ в океане и освоении морских месторождений; роль и место подводных аппаратов при освоении ресурсов мирового океана, вопросы гидродинамики и определения внешних сил, действующих на суда и сооружения, технические аспекты обустройства подводных месторождений, управление рисками с морском инжиниринге, проблемы динамической устойчивости элементов конструкций и влияние вибрации на процессы диффузии в сплошных средах, прогресс в разработке подводного аппарата DeepFlightChallenger и инновации в области глубоководной техники, взаимодействие конструкций с жидкостью, динамика входа тел в воду и слеминга, стационарная динамика упругих конструкций, взаимодействующих с жидкостью; вопросы гидродинамики и проектирования скоростных судов, особенности проектирования морских технических средств для замерзающих акваторий        (платформы, ледоколы, суда ледового плавания).

— Программа представляется довольно интересной.

— Профессорский цикл лекций BP-СПбГМТУ привлек студентов, аспирантов и преподавателей нашего университета, а также специалистов промышленности, способствовал приобретению актуальных профессиональных знаний и повышению квалификации, породил множество перекрестных контактов в развитие зарубежных связей нашего университета и его сотрудничества  с морскими инженерными организациями и университетами передовых стран. В числе высококвалифицированных лекторов были профессора: Алексей Марченко (Свальбаргский университетский центр, Шпицберген), Чел Холден (корпорация SINTEF, Норвегия), Анатолий Сагалевич (Институт океанологии им. П.П. Ширшова РАН), ЮСанг Чу (Центр океанотехники Национального университета Сингапура), почетный доктор СПбГМТУРауфКараев (Институт нефти и газа, Баку), Андрей Черкаев (университет штата Юта, США), Юрий Власов (Флоридский международный университет, США), Пьер Бесс (Бюро Веритас, Франция), Валерий Половинкин (Крыловский научный центр), Борис Фармаковский (ЦНИИ КМ «Прометей»), почетный доктор СПбГМТУ Алексей  Терентьев,ОддФалтинсен (Норвежский университет науки и технологии, Трондхейм),  Карлос ГуэдесСоареш (Технический университет Лиссабона, Португалия), Сергей Сорокин (Альборгский университет, Дания), член-корр. РАН Дмитрий Индейцев, академик РАН Никита Морозов, Александр Коробкин и Татьяна Хабакпашева (университет Восточной Англии), Хуан Дэбо (Харбинский инженерный университет, КНР), заместитель директора Крыловского научного центра Олег Тимофеев. 

— А каковы основные направления научного взаимодействия вуза с западными партнерами?

— В области международной научной деятельности активно продвигались совместные проекты РФ с Европейским Союзом и Китайской Народной Республикой. Заслуживают внимания результаты работ по международному научно-образовательному проекту eMaris, связанному с разработкой расширенных трехуровневых образовательных программ в области  прикладных морских наук (руководитель: профессор В.А. Рыжов), а также по выполняемым под руководством профессора В.К. Гончарова проектам RescOp (спасательные операции в Финском заливе) , WinOil (зимняя навигация и борьба с нефтяными разливами) и недавно полученному гранту по линии РФФИ-Китай по прогнозированию скорости роста толщины льда и его таяния  в условиях изменения физических характеристик сред на границах ледового покрова. Отметим, что участие в этих проектах позволяет нашему университету расширить международные научные связи, приобрести современное оборудование, привлечь лучших студентов к научно-исследовательской деятельности.

В настоящее время обсуждаются перспективы совместных научных исследований с коллегами из Казахского национального Технического Университета и Китайского научно-исследовательского центра в области кораблестроения.

— Международная деятельность вуза направлена исключительно на повышение его статусности?

Не только, она также способствует поддержанию его материально-технического и финансового положения за счет зарубежных источников посредством: установления и укрепления связей с родственными вузами и организациями зарубежных стран; продвижения нашего университета на международном рынке образовательных услуг; освоения опыта передовых стран по всем аспектам высшего морского технического образования, науки и техники; вовлечения студентов, аспирантов и преподавателей в международные программы обмена опытом и повышения квалификации.

 

Информация предоставлена отделом по связям с общественностью СПбГМТУ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *