Ректор СПбГЭТУ «ЛЭТИ»Виктор Шелудько: «Для реализации программы «Приоритет 2030» нужен сплоченный труд всего коллектива»

На собрании профессорско-преподавательского состава и работников СПбГЭТУ «ЛЭТИ» ректор университета Виктор Николаевич Шелудько озвучил основные задачи на 2022/2023 учебный год.

В начале своего выступления В.Н. Шелудько поздравил коллектив университета с началом нового учебного года:«Я хочу пожелать вам здоровья, сил, терпения, успехов и высоких результатов на благо развития нашего родного ЛЭТИ».

В докладе ректор озвучил основные итоги 2021/2022 учебного года. В.Н. Шелудько подчеркнул: несмотря на то, что работать приходилось в условиях неопределенности, вызванной внешними вызовами, коллектив ЛЭТИ успешно справился с поставленными задачами.

Главным достижением за отчетный период стала победа СПбГЭТУ «ЛЭТИ» в конкурсе программы «Приоритет 2030». Университет вошел в число получателей базовой части гранта, а также стал победителем по треку «Территориальное и (или) отраслевое лидерство».

«Для развития университета необходимы ресурсы. Участие в программе «Приоритет 2030» дает нам уникальный шанс вывести вуз на новый уровень. Для этого нужен сплоченный, напряженный труд всего коллектива», – сказа Виктор Николаевич Шелудько.

Также ЛЭТИ вошел в число получателей гранта Минобрнауки России на создание в вузе Центра трансфера технологий (ЦТТ), осуществляющего коммерциализацию результатов интеллектуальной деятельности. Финансирование проекта по созданию ЦТТ рассчитано на срок до 2025 года и составит около 100 миллионов рублей.

«Создание Центра трансфера технологий обеспечит высокую эффективность коммерциализации разработок не только ученых ЛЭТИ, но и коллег из сторонних научно-образовательных организаций. К 2025 году совокупный объем доходов от управления интеллектуальными правами должен составить не менее полумиллиарда рублей»,– подчеркнул Виктор Николаевич Шелудько.

В рамках национального проекта «Наука и университеты» субсидии из федерального бюджета получили две молодежные лаборатории СПбГЭТУ «ЛЭТИ»– лаборатория «Мобильные интеллектуальные системы» и «Лаборатория фундаментальных основ построения интеллектуальных систем», которые созданы в рамках НОЦ мирового уровня «Искусственный интеллект в промышленности».

В октябре 2021 года в ЛЭТИ под эгидой Комитета по науке и высшей школы Санкт-Петербурга прошла первая в России школа подготовки ведущих исследователей в сфере искусственного интеллекта (PrincipalInvestigatorinArtificialIntelligence). Ее участниками стали свыше 100 молодых исследователей из самых разных регионов страны.

Ректор также подчеркнул, что в новых условиях международная деятельность СПбГЭТУ «ЛЭТИ» сфокусирована на рынках Азии, Африки и Латинской Америки. За прошедший год в университете увеличилась доля молодых преподавателей в возрасте до 39 лет –сейчас она составляет около 31 %.

Среди других значимых результатов: победа в конкурсе на разработку магистерских программ в сфере искусственного интеллекта и их масштабирование на сетевой основе в регионах России, завершение реконструкции Технопарка и создание в университете пилотной зоны перспективных исследований.

«Мы поставили себе цель создать возможности для развития исследовательского потенциала наших ученых в тесном взаимодействии с индустриальными и академическими партнерами. Ряд лабораторий уже эффективно работают», –отметил В.Н. Шелудько

Затем В.Н. Шелудько представил показатели целевой модели университета к 2030 году в соответствии с программой «Приоритет 2030». Планируется, что совокупный бюджет составит более 10 млрдруб., доходы от НИОКР – более 3млрдруб., средства из внебюджетных источников – 5,5 млрд руб., контингент студентов – 17 тысяч человек, число слушателей программ ДПО – 20 тысяч человек.

«В 2022 году доходы составят более четырех миллиардов рублей. Рост объема субсидий на выполнение государственного задания на оказание образовательных услуг в сфере высшего образования связан с ростом числа обучающихся и стоимости обучения и составил почти 9 % по сравнению с прошлым годом. Большое значение имеют доходы от платных образовательных услуг. Доходы от НИОКР – один из ключевых индикаторов, по которому будет оцениваться успешность вузов по треку «Отраслевое и территориальное лидерство»», –подчеркнул ректор.

В соответствии со стратегией развития университет реализует ряд целевых программ социальной направленности. Одной из ключевых является программа «Молодые преподаватели», направленная на увеличение числа молодых педагогов.

Ректор объявил, что в новом учебном году планируется поэтапное увеличение фонда заработной платы профессорско-преподавательского состава СПбГЭТУ «ЛЭТИ». С 1 октября 2022 года – на 10 %, с 1 января 2023 года – еще на 10%,с 1 октября 2023 года – еще на 10 %.

В.Н. Шелудько подвел итоги приемной кампании 2022 года. В 2022 году СПбГЭТУ «ЛЭТИ» выполнил контрольные цифры приема по трем уровням обучения –бакалавриат, специалитет и магистратура, а также по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре. Всего на бюджетную форму обучения принято 2682 человека, на 4 % больше, чем в 2021 году. На контрактную – 568 человек. Несмотря на снижение мобильности иностранцев, в ЛЭТИ поступили 676 обучающихся из зарубежных стран.

«Более восьми лет ЛЭТИ стабильно ведет работу по увеличению контингента обучающихся, успешно участвует в конкурсе на увеличение контрольных цифр приема, создает условия для привлечения контрактных студентов. Мы не снижаем требования к абитуриентам, ведем большую профориентационную работу, поддерживаем высокий конкурс»,–рассказал Виктор Николаевич Шелудько.

В качестве основных проблем ректор СПбГЭТУ «ЛЭТИ» назвал дефицит молодых научных и преподавательских кадров, недостаточный темп роста доходов от научной и инновационной деятельности, несоответствие имущественного комплекса современным требованиям, усложнение миграционного законодательства,сложную политическую обстановкув мире и санкционное давление.

Затем Виктор Николаевич Шелудько рассказал об основных задачах развития СПбГЭТУ «ЛЭТИ» на 2021/2022 учебный год. Среди них: развитие кадрового потенциала для решения амбициозных задач развития вуза, трансформация научного, проектного и образовательного пространств, обеспечение устойчивого развития университета в условиях перестройки системы образования страны и санкционных ограничений, успешная защита результатов первого года реализации программы «Приоритет 2030» и сохранение позиций ведущего регионального вуза.

«Нам нужна гибкая система управления, основанная на цифровых технологиях, способная учитывать высокую турбулентность окружающего пространства и неопределенность постановки задач для среднесрочной перспективы планирования»,–отметил ректор.

Трансформация образовательного пространства предполагает совершенствование структуры управления,формирование новых технологий инженерного образования,привлечение представителей индустрии и академического сообщества.Будет усилена практическая направленность учебного процесса. Планируется активное развитие дистанционных и сетевых форм обучения за счет привлечения преподавателей кафедр к разработке и внедрению в учебный процесс онлайн-курсов,а также выхода на зарубежные платформы с учетом изменения фокусов международной деятельности.

В 2022 году в ЛЭТИ будет создана цифровая кафедра, в рамках которой студенты университета смогут без отрыва от обучения получить дополнительную квалификацию по IT-профилю. Совместно с индустриальными партнерами и отраслевыми экспертами университет разработал три программы: «Современные средства САУ», «Интеллектуальный анализ больших данных», «Основы машинного и глубокого обучения».

В научно-исследовательской и инновационной сферах поставлена задача развития стабильного партнерства с госкорпорациями «Росатом» и«Роскосмос», ПАО «Газпром», ПАО «Газпром нефть», ОАО «Российские железные дороги». Планируется разработка программ научных исследований университета в соответствии с приоритетами и перспективами, а также позиционирование ЛЭТИ в комплексных программах Российской Федерации. Будет продолжено развитие R&Dинфра структуры, наращивание кадрового потенциала за счет развития молодежной науки, а также создание условий для трансфера технологий и коммерциализации разработок.

В рамках международной деятельности планируется продвижение университета на новые рынки,привлечение внешних ресурсов, бизнеса и государственных корпораций, разработка и реализация англоязычных сетевых образовательных проектов, создание благоприятной среды для иностранных студентов.

Приоритетом кадровой политики станет привлечение и закрепление в университете молодых специалистов и научно-педагогических работников, а также разработка траектории их карьерного и профессионального роста.

В рамках цифровой трансформации будет проводиться реорганизация магистральной сети и внешних каналов связи, внедрение передовых беспроводных технологий,создание цифровой платформы для внутривузовской коммуникации. Планируется разработать виртуальную рекомендательную машину для построения индивидуальных образовательных траекторий обучающихся с учетом их темпа освоения учебного материала.

«На сегодняшний день мы серьезно вложились в обновление оборудования и программного обеспечения, развернули три кластера, создали централизованное хранилище для Центра новых образовательных технологий и зоны R&D. Начиная с периода пандемии, мы внедрили систему дистанционного обучения Moodle, информационные системы«Расписание», «Партнер», «Публикации», «Имущество», обучили персонал работе с ними. Создан платежный сервис ETU Pay, ведутся переговоры с банковским сектором по заключению соответствующего контракта. Критически важной остается работа наших сайтов, особенно в период приемной кампании», – отметил В.Н. Шелудько.

В 2022/2023 учебном году в ЛЭТИ продолжится работа по созданию дружественной молодежной среды, сети комфортных пространств для организации коммуникации, досуга и проектной деятельности, реализация социально ориентированных проектов и комплекса мероприятий по противодействию идеологии экстремизма и терроризма среди обучающихся.

Информационная политика ЛЭТИ предполагает построение комплексной системы управления стратегическими коммуникациями на основе приоритетов позиционирования вуза, создание коммуникационной стратегии университета, развитие сообщества выпускников и их вовлечение в развитие и продвижение университета.

В завершение своего выступления В.Н. Шелудько рассказал о работе по модернизации комплексной безопасности, созданию комфортной безбарьерной и безопасной среды, а также развитию кампуса университета.

Начальник Учебно-организационного отдела СПбГЭТУ «ЛЭТИ»Юлия Андреевна Зубова выступила с докладом об организации учебного процесса в 2022/2023 учебном году.Обучение будет проходить в очном формате.Также спикер отметила, что осенью 2022 года введены в эксплуатацию три аудитории на 3-м этаже 1-го корпуса, где ранее располагался Военный учебный центр университета.

Юлия Андреевна Зубова пожелала преподавателям продуктивной работы в новом учебном году: «Для первокурсников наступает новый этап в их жизни. Именно от вашего профессионализма и преданности делу зависит высокое качество их образования».

По окончании своего выступления Ю.А. Зубова дала символический первый звонок, который ознаменовал начало нового учебного года для преподавателей вуза.