Дмитрий Шевченко: «Сегодня приборостроители повторяют путь айтишников»

Заведующий лабораторией УНЛ ПРОЛАБ CDIO-ФИБС СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Дмитрий Сергеевич Шевченко рассказал, почему работодатели выбирают выпускников Первого электротехнического, как складывается их дальнейшая карьера и почему

 

Дмитрий Сергеевич Шевченко – заведующий Учебно-научной лабораторией «Практико-ориентированная лаборатория CDIO» СПбГЭТУ «ЛЭТИ», где студенты различных направлений разрабатывают свои первые научные проекты. Дмитрий Сергеевич рассказал, как выпускникам направления «Приборостроение» удается получить работу мечты раньше, чем диплом об окончании вуза, а также о том, почему через 3-4 года начинающие специалисты выйдут на рынок труда с самым высоким уровнем зарплат.

 

– Расскажите, какая ситуация сегодня на рынке труда в области приборостроения. Где востребованы специалисты данного профиля?

– В ближайшие 5 лет «Приборостроение» будет самым востребованным направлением, по моему мнению. Это связано, в первую очередь, с тем, что сейчас в России развивается производство. Государство изменило курс на собственное приборостроение во всех областях, и уже сейчас отрасль испытывает гигантский кадровый голод. Зарплаты у инженеров начинают резко расти: если раньше было нормально, что инженер получает 50 тысяч рублей, то сейчас зарплаты вчерашних выпускников стартуют от 70 тысяч.

Отрасль нуждается в кадрах, которые способны разрабатывать «железо». Предприятия начали соревноваться друг с другом, переманивать кадры. Это очень выгодно для соискателей. Сегодня приборостроители повторяют путь айтишников.

Если мы раньше говорили студентам, что после бакалавриата они не смогут рассчитывать больше чем на 40 тысяч рублей, потому что нужно «дорасти», поработать 2-3 года, получить опыт, и только тогда они могут претендовать на 70 тысяч, то сейчас ко мне обращаются многие работодатели и предлагают стартовую зарплату в 70 тысяч для бакалавров без опыта работы с возможностью его дальнейшего обучения – и, самое главное, с возможностью совмещения с обучением в магистратуре. Однако уже во время обучения в бакалавриате многие студенты трудоустраиваются по месту прохождения преддипломной практики. previos article about situs slot gacor

Если мы говорим о крупных предприятиях, мировых лидерах, таких как АО «НПП «Радар ммс», то инженер-схемотехник на старте получает 150 тысяч рублей. Но, конечно, требования к выпускнику будут уже другие. АО «НПП «Радар ммс» приглашает только магистров или выпускников СПО, бакалавры их интересуют в меньшей мере. Выпускники СПО приглашаются на позицию монтажника, но жизненный цикл на этой должности 2-3 года.

– Какие новые требования предъявляют сегодня работодатели к компетенциям молодых специалистов?

Приборостроение, на самом деле, совершенно разное, и мы должны чётко разделять. Есть приборостроение низкого уровня: это выпускники СПО, они исключительно монтажники. Хороший монтажник теоретически может стать разработчиком низкого уровня, когда ему будут давать какие-то микрозадачи, и он их будет просто повторять, это возможно, но крайне редко.

Приборостроение более высокого уровня тоже делится на 2 части. Первая – это программная часть, вторая – «железо».

Есть большое заблуждение, что, например, если человек хочет поступать с информатикой, хочет заниматься программированием, то ему необходимо поступить на направление «Прикладная математика и информатика». Это неправда. Направление «Приборостроение» в области программирования микроконтроллеров, особенно в области программирования индустриальных контроллеров, например, PLC, ПЛИС систем, сейчас крайне востребованы – там зарплаты начинаются от 180 тысяч рублей.

Приведу пример своего друга: он специалист высокого уровня, схемотехник. Он начинал обычным схемотехником по медицинским приборам в АО «Валента» с зарплатой в 55 тысяч рублей, далее внутри этой же компании получил повышение зарплаты, а в пандемию понял, что может работать удаленно, и совмещать с другой работой в своей сфере. Затем перешел в «ВНИИЖТ-Инжиниринг», где получал уже 110 тысяч, работая в офисе 3 дня в неделю. Сегодня уже ему предлагают работу в крупном концерне со стартовой зарплатой в 250 тысяч.

Таким образом, компании перекупают кадры друг у друга, и это хорошо для начинающих специалистов, так как средняя цена растёт. В этом есть и минус: со временем мы можем достичь того, чего достигли в IT. Будет гигантская конкуренция, и при этом быть низкоуровневым специалистом – таким, как в программировании, уже не получится.

Компаниям нужно, чтобы специалист был очень квалифицирован, «насмотренным» с точки зрения железа. Для программистов в области приборостроения необходимо знать несколько языков, в основном, это Си-подобные языки, но и Python также применяется, хотя не считается приборостроительным, например, для анализа данных, сбора большого количества данных с микроконтроллера.

– Какое место на рынке труда в данной отрасли занимает ЛЭТИ? Можно ли утверждать, что работодатели отдают предпочтение именно лэтишникам?

– Если мы говорим об областях, например, медицинской техники или военного приборостроения, то выпускники ЛЭТИ – лидеры, вуз занимает первое место в этой отрасли. На собеседованиях в АО «НПП «Радар ммс», АО «НИИ «Вектор» или АО «Специальный Технологический Центр», я думаю, для лэтишников пропустят целый блок вопросов, потому что они уверены в качестве наших выпускников, часто руководители отделов – тоже лэтишники, которые сами проходили нашу «школу» и понимают уровень знаний на выходе. Большое количество компаний, с которыми сотрудничает факультет информационно-измерительных и биотехнических систем ЛЭТИ, примерно на 80% состоят из выпускников ЛЭТИ.

Вообще, достаточно ограниченное количество вузов в стране готовят специалистов в области приборостроения. По направлению «Приборостроение» в ЛЭТИ выпуск составляет 160 человек, в других вузах – не более 30. Это несоизмеримые числа. Например, у Горного университета тоже есть «Приборостроение», но оно ориентировано на горное дело. Выпускники ЛЭТИ по данному направлению могут работать в различных сферах, и отсутствие специализации не мешает им строить успешную карьеру на профильных предприятиях.

– Как меняются образовательные программы, чтобы обеспечивать актуальность преподаваемых дисциплин?

– Фундамент, который закладывается на образовательной программе бакалавриата, остается прежний: хорошая схемотехника не меняется. Безусловно, появляются новые фронтиры, тренды, однако общий подход к подготовке остается классическим, хоть мы и используем актуальное «железо».

Если будущий инженер хочет изучить появившийся сегодня микроконтроллер, он может изучить datasheet. Задача вуза – научить правильно их читать, научить правильно читать конструкторскую документацию и научить учиться.

У бакалавров три практики: учебная, на предприятиях и преддипломная. Это отличный способ актуализировать свои знания и получить независимый от вуза чекап. На предприятиях студенты могут ознакомиться с самым актуальным оборудованием, которые внедрены на производствах.

– Что вы посоветуете будущим абитуриентам, которые задумываются о поступлении на направление «Приборостроение»?

– Поступить на направление «Приборостроение». Потому что это невероятный шанс. Сейчас мы только-только начали испытывать дефицит кадров в приборостроении. Это говорит о том, что через 3-4 года начинающие специалисты выйдут на рынок труда с самым высоким уровнем зарплат. Тенденция рынка такова, что еще примерно через 3-4 года (2029-2033) после этого тренд будет сохраняться.

Как понять инженер ли ты? Если тебе интересно разбирать какие-нибудь вещи, думать, как они устроены. Это зачатки инженерного подхода. А дальше нужно развивать эти способности. Инженерное дело – это в прямом смысле синтез новых знаний из своих старых знаний.

Приборостроение – это достаточно сложное дело. Человек, получивший образование по данному направлению, фактически, может разработать какой угодно прибор. В зависимости от того, на каком направлении в вузе он будет обучаться, это «что угодно» будет в какой-то конкретной сфере, однако это условное разделение не ограничивает возможности человека. Например, мой коллега окончил направление «Биотехнические системы и технологии» – это то же приборостроение, но медицинской направленности. Он прошел путь от медицинских систем до систем навигации, он смог совместить два эти направления деятельности и сейчас занимается спортивной медициной в области навигации. Фактически, то, где будет работать человек и чем он будет заниматься, определяется только его опытом и навыками. Нужно относиться к своим навыкам как к RPG-игре: нужно периодически прокачивать свои навыки, постоянно изучать что-то новое, потому что рынок стремительно меняется, меняется архитектура.

 

Информация предоставлена:

СПбГЭТУ «ЛЭТИ»