Инклюзивное образование в Президентской академии в Санкт-Петербурге: шаг навстречу успеху
3 декабря во всем мире отмечается Международный день инвалидов. Он посвящен проблемам людей с ограниченными возможностями здоровья, их адаптации и участию в жизни общества.
В петербургском кампусе Президентской академии сегодня обучается порядка 70 человек с инвалидностью. Для них созданы все необходимые условия. Сектор инклюзивного образования Департамента образовательной деятельности играет ключевую роль в реализации этой задачи.
О том, что значит создать равные возможности для обучения и социализации обучающихся с ОВЗ, поддерживать их на всех этапах от поступления до трудоустройства, рассказала начальник сектора инклюзивного образования института Елена Куликова, с которой пресс-служба института провела один совместный рабочий день.
Выстраивание инклюзивной среды
Понедельник, начало рабочей недели. В графике начальника сектора инклюзивного образования Елены Куликовой масса важных дел: работа с резолюциями по итогам совещаний и рабочих встреч, докладами и публикациями коллег, а также подготовка стендовой выставки, посвященной Международному дню инвалидов. Тема мероприятие «От равных прав к равным возможностям». Известная, разработанная тема, но в современных условиях акцент переносится на раскрытие потенциала системы высшего образования, формирующей личностные страты профессионального самоопределения инвалидов трудоспособного возраста.
«Наш вуз не только дает образование — одно из лучших в стране, но и заботится о будущем своих выпускников, помогая им найти работу и самореализоваться. На нашем стенде размещена информация о том, как институт помогает получить востребованную профессию и устроиться на работу. Мы рассказываем о наших достижениях и о том, какие консультации мы проводим, что конкретно делаем. Абитуриенты видят, что вуз готов оказать им необходимую поддержку и приходят учится именно к нам», — пояснила Елена Куликова.
Работа сектора инклюзивного образования ориентирована на решение адресных вопросов. Несколько лет назад для первого студента особой заботы в институте оборудовали пандус, предоставили кресло-коляску и ходунки, чтобы было комфортно учиться и передвигаться по вузу. Сегодня учебные корпуса вуза доступны для инвалидов всех категорий. Оснащены специальными техническими средствами аудитории, библиотеки, рекреационное зоны и конференц-пространства.
«Отсутствие заявлений на обучение по адаптированным программам свидетельствует об эффективности созданной инклюзивной среды. Это стало возможным благодаря эргономичному дизайну, беспрепятственному доступу к образовательным ресурсам, комплексной поддержке обучающихся и развитию культуры инклюзии. Наши обучающиеся с инвалидностью добиваются успехов в творчестве и спорте. Занимаются бальными танцами на колясках, играют в настольный теннис, и мы помогаем им развивать свои таланты и интересы», — рассказывает Елена Куликова.
День продолжается. Елена Куликова спешит в Центр медико-социальной реабилитации инвалидов. Встреча посвящена двум важным событиям «Дню белой трости» и 100-летию со дня основания Ленинградского общества слепых. Там в рамках мероприятий состоялась беседа с участниками СВО, проходящими курс медико-социальной реабилитации о перспективах профессиональной переподготовки на базе РАНХиГС, а также с детьми, приглашенными участниками мероприятия из «Детской православной миссии имени преподобного Серафима Вырицкого» — все эти ребята из приемных семей, многие из них уже на следующий год рассматривают наш вуз для поступления.
И это далеко не вся работа сектора. Организация и проведение международных стажировок, участие в форумах, конференциях, симпозиумах по вопросам инклюзивного образования — показатель того, что опыт и знания Президентской академии в Санкт-Петербурге интересны коллегам и имеют определенный статус в научных кругах.
Наши успехи, новые проекты и перспективы
Возможности человека безграничны, считает Елена Куликова и приводит в пример свой первый опыт работы с детьми. Он и определил ее дальнейший путь в профессии. В студенческие годы Елена создала в одном из детских садов интегрированную группу для детей с нарушениями слуха. Результаты работы оказались впечатляющими.
«Первый опыт всегда запоминается. После нескольких занятий с ребенком родители сказали: он встает утром и просит его привести в садик, он стал различать таблички и пытается говорить, он старается произносить звуки, говорить. Он хочет, он идет и осознанно делает! В то время ему было 4,5 года. Сегодня это взрослый социализированный успешный человек. В этом успех дефектолога-реабилитолога, успех инклюзии. Убеждена, что люди с инвалидностью могут достигать успеха в любом возрасте. Будь то ребенок-инвалид или взрослый человек, солдат, получивший в бою серьезные травмы. Вне зависимости, а порой вопреки всему и вся. Для меня это значимый результат. Об успехах аналогового порядка в работе сектора инклюзивного образования мы можем говорить», — поделилась Елена Куликова.
В ближайших планах расширить работу по созданию доступной среды в зданиях института, внедрить современную локационную систему навигации, наладить сотрудничество с городскими общественными организациями, что позволит расширить горизонты социокультурного пространства обучающихся и в какой-то мере решит вопрос применения альтернативных средств коммуникации в образовательном процессе. Паритетное сотрудничество будет способствовать формированию лимита рабочих мест для выпускников и предоставления им мест для проведения практик, считает Елена Куликова.