В ЛЭТИ состоялось совместное заседание Федеральных учебно-методических объединений

Участники встречи ознакомились с новыми моделями образовательных программ в рамках пилотного проекта и обсудили широкий круг вопросов, связанных с реформой высшего образования.

5 декабря в СПбГЭТУ «ЛЭТИ» состоялось совместное заседание Федеральных УМО по УГСН 11.00.00 «Электроника, радиотехника и системы связи», УГСН 12.00.00 «Фотоника, приборостроение оптические и биотехнические системы и технологии», УГСН 16.00.00 «Физико-технические науки и технологии», УГСН 27.00.00 «Управление в технических системах». Совещание было посвящено обсуждению вопросов, возникающих в процессе подготовки и реализации реформы высшего образования.

Заместитель начальника отдела методологии в сфере высшего образования Министерства науки и высшего образования Российской Федерации Виктория Николаевна Канышкина поблагодарила участников заседания за проделанную работу по реализации поручений по совершенствованию системы высшего образования и оперативную экспертную поддержку.

Виктория Николаевна напомнила, что в пилотном проекте по переходу на новую систему высшего образования участвуют 6 вузов, 4 из которых реализуют специальности по направлениям подготовки, входящие в 11, 12 и 27 укрупненные группы.

«За 2 года реализации проекта с вузами-пилотами мы смогли выделить ключевые моменты, которые хотели бы внедрить в новую систему образования. Первый момент – это внедрение ядра образовательных программ, которое состоит двух блоков: фундаментального и социогуманитарного. Первый блок – это универсальные компетенции, которые должны включать обязательные дисциплины по истории, философии, русскому языку. Второй блок – профессиональный, то что нам с вами предстоит разработать и заложить в федеральные государственные образовательные стандарты.

Второй момент – это увеличение доли практической подготовки, разработка образовательных программ совместно или по запросу индустриальных партнеров, установление сроков обучения с учетом требований рынка труда и присваиваемой квалификации, и присвоение выпускникам конкретных квалификаций.

И третий момент – сопряжение перечней и общероссийских классификаторов специальностей и профессий».

Заместитель начальника отдела методологии в сфере высшего образования Министерства науки и высшего образования Российской Федерации Виктория Николаевна Канышкина.

Представители Федеральных учебно-методических объединений подтвердили свою готовность включиться в активную проработку вопросов, озвученных представителем министерства.

Ответственный секретарь Координационного совета Минобрнауки России по области образования «Инженерное дело, технологии и технические науки» Павел Иванович Романов рассказал о том, как проходит рабочее взаимодействие с Министерством науки и высшего образования РФ.

О реализации пилотного проекта по совершенствованию системы высшего образования на базе Московского авиационного института (Национально-исследовательского университета) доложил заместитель председателя ФУМО по УГСН 25.00.00 «Аэронавигация и эксплуатация авиационной и ракетно-космической техники», проректор по учебной работе МАИ Дмитрий Александрович Козорез.

Дмитрий Александрович представил опыт унификации образовательных программ внутри вуза с целью подготовки кадров нового образца на основе модульной структуры программ базового и специализированного высшего образования.

В своем выступлении Дмитрий Александрович особо отметил, что четырехлетние образовательные программы необходимы для подготовки линейных специалистов, а специализированное высшее образование должно помочь специалисту в смене трудовой деятельности, либо в актуализации своих компетенций.

О ходе выполнения пилотного проекта по совершенствованию высшего образования на примере Томского государственного университета рассказал первый проректор ТГУ Виктор Валентинович Демин.

Виктор Валентинович презентовал образовательные программы, которые реализуются в ТГУ по пилотной модели и разработанных механизмах для ускоренного вывода специалистов на рынок труда.

«Сейчас к пилотному проекту в нашем вузе добавляется около 40 программ, реализуемых во взаимодействии с большим количеством компаний-партнеров. Мы в ТГУ разработали собственный образовательный стандарт, который включает выделение фундаментальной составляющей ядра высшего образования, и практическую составляющую: это либо практика под заказ компании, либо решение профессиональных кейсов, либо включенный модуль под заказ предприятия».

Первый проректор ТГУ Виктор Валентинович Демин.

Опыт Томского государственного университета стал предметом активного обсуждения участниками заседания. В частности, коллегами из ТГУ при утверждении образовательных уровней предложено использовать национальную систему квалификаций с условием ее доработки и укрепления, а также отраслевые рамки квалификации при необходимости сопряжения между уровнями образования и профессиональными квалификациями.

В последующей части заседания председатели Федеральных учебно-методических объединений Александр Васильевич Соломонов, Александр Александрович Шехонин, Сергей Борисович Макаров и Павел Иванович Романов представили доклады о результатах деятельности УМО в 2024 году.

«В связи с необходимостью перехода на новую национальную модель системы высшего образования и началом разработки в этой связи нормативных правовых актов представители научно-методических советов были включены в рабочие группы по вопросам разработки перечня вступительных испытаний в вузы, установления требований к абитуриентам по программам магистратуры, корректировки перечня компетенций выпускников по запросам Ростеха и Минцифры, обеспечения обновления и согласованности классификаторов сферы труда и образования, возможного сопряжения программ СПО и ВПО в рамках УГСН. Также из состава ФУМО были выделены эксперты для проведения педагогической экспертизы проектов нормативных правовых актов, касающихся вопросов обучения и воспитания».

Председатель ФУМО по УГСН 11.00.00 «Электроника, радиотехника и системы связи» Александр Васильевич Соломонов.

Совместное заседание Федеральных УМО по УГСН 11.00.00 «Электроника, радиотехника и системы связи», УГСН 12.00.00 «Фотоника, приборостроение оптические и биотехнические системы и технологии», УГСН 16.00.00 «Физико-технические науки и технологии», УГСН 27.00.00 «Управление в технических системах» прошло продуктивно, участники обсудили наиболее острые вопросы и наметили пути их решения.