В ЛЭТИ состоялось совместное заседание Федеральных учебно-методических объединений
Участники встречи ознакомились с новыми моделями образовательных программ в рамках пилотного проекта и обсудили широкий круг вопросов, связанных с реформой высшего образования.
5 декабря в СПбГЭТУ «ЛЭТИ» состоялось совместное заседание Федеральных УМО по УГСН 11.00.00 «Электроника, радиотехника и системы связи», УГСН 12.00.00 «Фотоника, приборостроение оптические и биотехнические системы и технологии», УГСН 16.00.00 «Физико-технические науки и технологии», УГСН 27.00.00 «Управление в технических системах». Совещание было посвящено обсуждению вопросов, возникающих в процессе подготовки и реализации реформы высшего образования.
Заместитель начальника отдела методологии в сфере высшего образования Министерства науки и высшего образования Российской Федерации Виктория Николаевна Канышкина поблагодарила участников заседания за проделанную работу по реализации поручений по совершенствованию системы высшего образования и оперативную экспертную поддержку.
Виктория Николаевна напомнила, что в пилотном проекте по переходу на новую систему высшего образования участвуют 6 вузов, 4 из которых реализуют специальности по направлениям подготовки, входящие в 11, 12 и 27 укрупненные группы.
«За 2 года реализации проекта с вузами-пилотами мы смогли выделить ключевые моменты, которые хотели бы внедрить в новую систему образования. Первый момент – это внедрение ядра образовательных программ, которое состоит двух блоков: фундаментального и социогуманитарного. Первый блок – это универсальные компетенции, которые должны включать обязательные дисциплины по истории, философии, русскому языку. Второй блок – профессиональный, то что нам с вами предстоит разработать и заложить в федеральные государственные образовательные стандарты.
Второй момент – это увеличение доли практической подготовки, разработка образовательных программ совместно или по запросу индустриальных партнеров, установление сроков обучения с учетом требований рынка труда и присваиваемой квалификации, и присвоение выпускникам конкретных квалификаций.
И третий момент – сопряжение перечней и общероссийских классификаторов специальностей и профессий».
– Заместитель начальника отдела методологии в сфере высшего образования Министерства науки и высшего образования Российской Федерации Виктория Николаевна Канышкина.
Представители Федеральных учебно-методических объединений подтвердили свою готовность включиться в активную проработку вопросов, озвученных представителем министерства.
Ответственный секретарь Координационного совета Минобрнауки России по области образования «Инженерное дело, технологии и технические науки» Павел Иванович Романов рассказал о том, как проходит рабочее взаимодействие с Министерством науки и высшего образования РФ.
О реализации пилотного проекта по совершенствованию системы высшего образования на базе Московского авиационного института (Национально-исследовательского университета) доложил заместитель председателя ФУМО по УГСН 25.00.00 «Аэронавигация и эксплуатация авиационной и ракетно-космической техники», проректор по учебной работе МАИ Дмитрий Александрович Козорез.
Дмитрий Александрович представил опыт унификации образовательных программ внутри вуза с целью подготовки кадров нового образца на основе модульной структуры программ базового и специализированного высшего образования.
В своем выступлении Дмитрий Александрович особо отметил, что четырехлетние образовательные программы необходимы для подготовки линейных специалистов, а специализированное высшее образование должно помочь специалисту в смене трудовой деятельности, либо в актуализации своих компетенций.
О ходе выполнения пилотного проекта по совершенствованию высшего образования на примере Томского государственного университета рассказал первый проректор ТГУ Виктор Валентинович Демин.
Виктор Валентинович презентовал образовательные программы, которые реализуются в ТГУ по пилотной модели и разработанных механизмах для ускоренного вывода специалистов на рынок труда.
«Сейчас к пилотному проекту в нашем вузе добавляется около 40 программ, реализуемых во взаимодействии с большим количеством компаний-партнеров. Мы в ТГУ разработали собственный образовательный стандарт, который включает выделение фундаментальной составляющей ядра высшего образования, и практическую составляющую: это либо практика под заказ компании, либо решение профессиональных кейсов, либо включенный модуль под заказ предприятия».
– Первый проректор ТГУ Виктор Валентинович Демин.
Опыт Томского государственного университета стал предметом активного обсуждения участниками заседания. В частности, коллегами из ТГУ при утверждении образовательных уровней предложено использовать национальную систему квалификаций с условием ее доработки и укрепления, а также отраслевые рамки квалификации при необходимости сопряжения между уровнями образования и профессиональными квалификациями.
В последующей части заседания председатели Федеральных учебно-методических объединений Александр Васильевич Соломонов, Александр Александрович Шехонин, Сергей Борисович Макаров и Павел Иванович Романов представили доклады о результатах деятельности УМО в 2024 году.
«В связи с необходимостью перехода на новую национальную модель системы высшего образования и началом разработки в этой связи нормативных правовых актов представители научно-методических советов были включены в рабочие группы по вопросам разработки перечня вступительных испытаний в вузы, установления требований к абитуриентам по программам магистратуры, корректировки перечня компетенций выпускников по запросам Ростеха и Минцифры, обеспечения обновления и согласованности классификаторов сферы труда и образования, возможного сопряжения программ СПО и ВПО в рамках УГСН. Также из состава ФУМО были выделены эксперты для проведения педагогической экспертизы проектов нормативных правовых актов, касающихся вопросов обучения и воспитания».
– Председатель ФУМО по УГСН 11.00.00 «Электроника, радиотехника и системы связи» Александр Васильевич Соломонов.
Совместное заседание Федеральных УМО по УГСН 11.00.00 «Электроника, радиотехника и системы связи», УГСН 12.00.00 «Фотоника, приборостроение оптические и биотехнические системы и технологии», УГСН 16.00.00 «Физико-технические науки и технологии», УГСН 27.00.00 «Управление в технических системах» прошло продуктивно, участники обсудили наиболее острые вопросы и наметили пути их решения.