Четверть тысячелетия лидерства. В Санкт-Петербургском Горном прошла академическая сессия о преемственности в инженерном образовании

С открытием классических университетов Россия отстала от Европы более чем на шесть столетий. Первый в мире, Болонский основан в 1088 году. В Древней Руси тогда центрами знаний были монастырские школы. В инженерном образовании картина принципиально иная: Россия вместе с наиболее развитыми странами Европы стоит у истоков создания первых специализированных технических вузов.
Формализация инженерного образования приходится на 18-й век. Предпосылкой стала, как известно, «революция машин». Британцы приспособили запатентованный французом Дени Папеном паровой котел с поршнем и клапанами для откачки воды из шахт. Иван Ползунов создал на Колывано-Воскресенских заводах первый в мире универсальный паровой двигатель. Далее процесс индустриализации пошел лавинообразно. Механизация распространилась в горной, металлургической, хлопчатобумажной и текстильной промышленности. Затем появились металлообрабатывающие станки и начало развиваться машиностроение.
Ответом на потребность в инженерном сопровождении массового производства стало открытие в Париже Национальной школы мостов и дорог в 1747 году и Фрайбергской горной академии в Германии в 1765. А уже в 1773 императрица Екатерина II утвердила доклад Сената «Об учреждении Горного училища при Берг-Коллегии».
С тех пор Санкт-Петербургский горный университет развивает и преумножает традиции отечественной инженерной школы. Во времена кризиса 1990-х и безуспешного вхождения в Болонский процесс с его недоученными бакалаврами и бессистемно выученными магистрами, Горный оставался одним из немногих хранителей традиций отечественной инженерной школы. Вопреки установкам сверху вуз максимально, насколько это было возможно, сохранил специалитет, пытался сохранить связь обучения с практикой и воспитательную составляющую образования. Результат налицо – Санкт-Петербургский Горный единственный из вузов России устойчиво находится в первой десятке предметного университетского рейтинга QS.
1773: императрица Екатерина II утвердила доклад Сената о создании в Петербурге горного училища.
1834: Николай I издал положение, по которому впервые в России устанавливалось звание горного инженера. Лучшие воспитанники выпускались в чине поручика, подпоручика. Остальным присваивался гражданский чин кабинетского регистратора. В вузе сформировались фундаментальные научные школы по химии и металлургии.
1896: указом Николая II вузу присвоено звание Горного института императрицы Екатерины II.
1919: Совет Горного института постановил добавить горно-механический факультет к существующим – геологоразведочному, горнозаводскому и горному.
1948: открыты дополнительные шахтостроительный и нефтяной факультеты.
1962: вуз начал готовить экономистов для горной промышленности и радиоэлектроников.
2000: в вузе, в знак преемственности традициям, возвращено обязательное ношение форменной одежды.
2023: университет первым среди 6 вузов-участников президентского пилотного проекта совершенствования высшего образования полностью провел набор студентов в рамках новой модели. В том же году университету снова присвоено имя императрицы Екатерины II.
Идея преемственности, как творческого переосмысления интеллектуального багажа предшественников, лежит в основе новой модели инженерного образования, которую вуз разрабатывает и реализует в рамках президентского пилотного проекта. Не случайно первая всероссийская академическая сессия «Наследие и преемственность инженерного образования», организованная при поддержке Международного центра компетенций в горнотехническом образовании под эгидой ЮНЕСКО, прошла именно здесь.
Сопряжение огромных природных ресурсов России с наукоемкими инновационными технологиями, критическое отношение к навязанным извне рецептам процветания и преодоление индивидуализма в науке и в индустрии – вот основные условия, при которых, по словам ректора Горного Владимира Литвиненко, сегодняшняя Россия сможет вернуть позиции мирового лидера. То есть снова войти в число держав, определяющих векторы мирового развития. Не только в отдельных областях, таких, как мирный атом, например, а по всем главным направлениям быть, как минимум в первой мировой десятке.













