Четверть тысячелетия лидерства. В Санкт-Петербургском Горном прошла академическая сессия о преемственности в инженерном образовании

в Церкви
© Домовый храм Горного института, 19 января 1804 года

С открытием классических университетов Россия отстала от Европы более чем на шесть столетий. Первый в мире, Болонский основан в 1088 году. В Древней Руси тогда центрами знаний были монастырские школы. В инженерном образовании картина принципиально иная: Россия вместе с наиболее развитыми странами Европы стоит у истоков создания первых специализированных технических вузов.

Формализация инженерного образования приходится на 18-й век. Предпосылкой стала, как известно, «революция машин». Британцы приспособили запатентованный французом Дени Папеном паровой котел с поршнем и клапанами для откачки воды из шахт. Иван Ползунов создал на Колывано-Воскресенских заводах первый в мире универсальный паровой двигатель. Далее процесс индустриализации пошел лавинообразно. Механизация распространилась в горной, металлургической, хлопчатобумажной и текстильной промышленности. Затем появились металлообрабатывающие станки и начало развиваться машиностроение.

Горный музей
© Горный музей

Ответом на потребность в инженерном сопровождении массового производства стало открытие в Париже Национальной школы мостов и дорог в 1747 году и Фрайбергской горной академии в Германии в 1765. А уже в 1773 императрица Екатерина II утвердила доклад Сената «Об учреждении Горного училища при Берг-Коллегии».

С тех пор Санкт-Петербургский горный университет развивает и преумножает традиции отечественной инженерной школы. Во времена кризиса 1990-х и безуспешного вхождения в Болонский процесс с его недоученными бакалаврами и бессистемно выученными магистрами, Горный оставался одним из немногих хранителей традиций отечественной инженерной школы. Вопреки установкам сверху вуз максимально, насколько это было возможно, сохранил специалитет, пытался сохранить связь обучения с практикой и воспитательную составляющую образования. Результат налицо – Санкт-Петербургский Горный единственный из вузов России устойчиво находится в первой десятке предметного университетского рейтинга QS.

Памятник Екатерине II
© Форпост Северо-Запад / памятник Екатерине II в Санкт-Петербургском горном университете

1773: императрица Екатерина II утвердила доклад Сената о создании в Петербурге горного училища.

1834: Николай I издал положение, по которому впервые в России устанавливалось звание горного инженера. Лучшие воспитанники выпускались в чине поручика, подпоручика. Остальным присваивался гражданский чин кабинетского регистратора. В вузе сформировались фундаментальные научные школы по химии и металлургии.

1896: указом Николая II вузу присвоено звание Горного института императрицы Екатерины II.

1919: Совет Горного института постановил добавить горно-механический факультет к существующим – геологоразведочному, горнозаводскому и горному.

1948: открыты дополнительные шахтостроительный и нефтяной факультеты.

1962: вуз начал готовить экономистов для горной промышленности и радиоэлектроников.

2000: в вузе, в знак преемственности традициям, возвращено обязательное ношение форменной одежды.

2023: университет первым среди 6 вузов-участников президентского пилотного проекта совершенствования высшего образования полностью провел набор студентов в рамках новой модели. В том же году университету снова присвоено имя императрицы Екатерины II.

лаборатория
© Форпост Северо-Запад
лаборатория
© Форпост Северо-Запад

Идея преемственности, как творческого переосмысления интеллектуального багажа предшественников, лежит в основе новой модели инженерного образования, которую вуз разрабатывает и реализует в рамках президентского пилотного проекта. Не случайно первая всероссийская академическая сессия «Наследие и преемственность инженерного образования», организованная при поддержке Международного центра компетенций в горнотехническом образовании под эгидой ЮНЕСКО, прошла именно здесь.

Сопряжение огромных природных ресурсов России с наукоемкими инновационными технологиями, критическое отношение к навязанным извне рецептам процветания и преодоление индивидуализма в науке и в индустрии – вот основные условия, при которых, по словам ректора Горного Владимира Литвиненко, сегодняшняя Россия сможет вернуть позиции мирового лидера. То есть снова войти в число держав, определяющих векторы мирового развития. Не только в отдельных областях, таких, как мирный атом, например, а по всем главным направлениям быть, как минимум в первой мировой десятке.

Сессия о преемственности

Первый заместитель директора Центра языковых компетенций Санкт-Петербургского Горного Михаил Микешин в своем докладе на пленарном заседании сессии сказал, что пилотный проект 2023 года – это уже второй случай, когда старейший технический вуз России становится площадкой для новой образовательной модели. Первым стали новации начала 19 века, начало которым положило преобразование училища в Горный Кадетский корпус в 1804 году: решались вопросы взаимодействия вуза с горной отраслью, непрерывного образования горных инженеров, обеспечения единства теории и практики в образовании, осмысливалась роль горных инженеров, как высокообразованных культурных людей «на местах».

Сессия о преемственности
© Форпост Северо-Запад
Сессия о преемственности
© Форпост Северо-Запад

Символом отечественной инженерной школы стало возведение главного корпуса вуза – шедевра архитектора Андрея Воронихина, автора Казанского собора Петербурга. В 1996 году Санкт-Петербургский горный институт включен в свод особо ценных объектов культурного наследия народов России, что в свою очередь символизировало сохранение традиций и курс на развитие, несмотря на общий образовательный и экономический кризис 1990-х.

Наглядное свидетельство преемственности Горного по отношению к собственной истории может дать сопоставление тезисов из докладов представителей вуза на нынешней сессии с выдержками из «Наставлений для Корпуса горных инженеров» 1848 года.

Наставление Горный 1848
© Форпост Северо-Запад

Проректор по реализации пилотного проекта Дмитрий Тананыхин, раскрывая детали новой модели инженерного образования, подробно остановился на концепции наставничества, как ключевого инструмента воспитания. Для студентов младших курсов наставники становятся помощниками в адаптации и проводниками в академический социум. Затем эстафету принимают педагогические наставники. Их роль важна для формирования индивидуальной образовательной траектории студента, координации его научно-исследовательской работы. Практикантов на предприятиях сопровождают производственные наставники. Велика роль наставничества и в профессорско-преподавательском корпусе.

Каким был взгляд на вопросы воспитания в 1848 году:

«Учение должно служить не токмо к приобретению познаний и к изощрению ума, но и к влиянию на нравственность, ибо образует мысли, от коих рождаются все поступки. Сие должны иметь постоянно в виду, как наставники, так и преподающие. <…>

Вкоренять в них [воспитанниках] охоту к занятиям, к приобретению полезных познаний и вообще к усовершенствованию себя. Внушать им, чтобы они, дорожа временем, которого никакими средствами нельзя воротить, никогда не были праздными и никогда не делали ничего бесполезного.

Средства к достижению цели нравственного воспитания суть: возбуждение совести, пример, соревнование, честолюбие, учение, чтение, разговоры, награждения и наказания».

Один из столпов отечественного кораблестроения Алексей Крылов говорил: «Рано или поздно всякая правильная математическая идея находит применение в том или ином деле». Аналогично и с инженерией. Горный институт, как в имперский период, так и в советский, воспитал целую плеяду выдающихся универсалов, проявивших себя сразу в нескольких направлениях деятельности. Гуманистическая психология называет таких людей самоактуализированными. Пример – Иван Антонович Ефремов, ученый, создавший тафономию, междисциплинарное научное направление о закономерностях сохранения остатков ископаемых организмов в осадочных породах, и одновременно автор знаковых для отечественной фантастики романов «Туманность Андромеды», «Час Быка».

Конференц-зал
© Форпост Северо-Запад / Конференц-зал Санкт-Петербургского горного университета

Директор Горного музея Михаил Шабалов обозначил в своем докладе важнейшие уроки, которые альма-матер выдающихся российских инженеров извлек из своей более чем 250-летней истории и привнес в новую образовательную модель. В частности, это способность к быстрому переобучению и освоению смежных областей, как критически важное качество для инженера.

Посмотрим, какими методами развивалась культура мышления у воспитанников Горного в 19 веке, цитата из Наставлений:

«Начиная всегда с простейшего переходить к сложнейшему с наблюдением возможной постепенности и связи. Так чтобы предыдущее всегда служило приготовлением к последующему.

Во всех науках математических и естественных не довольствоваться одним преподаванием теоретических правил, но всегда объяснять и применение оных».

Проректор Сергей Новиков отвечает в Горном за организацию взаимодействия с академическими партнерами. Это новый, более тесный формат сотрудничества вуза с работодателями. Представители компании-партнера вместе с университетом оценивают уровень приобретенных студентом практических навыков, участвуют в работе квалификационной комиссии по определению остаточных знаний, присутствуют на защите дипломных проектов.

практика
© Форпост Северо-Запад
практика
© Форпост Северо-Запад

В своем докладе он назвал факторы подготовки инженеров-лидеров. Необходимо в связке «предприятие-вуз» создавать технологические площадки, конструкторские бюро, лаборатории – под конкретные научно-образовательные и производственные задачи. Образование должно быть практикоориентированным, в процессе подготовки специалистов важно уделять внимание развитию культуры инженерного творчества. Не менее важен механизм межпоколенческой передачи опыта, и, конечно, не обойтись без формирования мотивации и осознания ценности труда.

Вот что говорится о связи теории и практики в Наставлениях:

«Физика преподается во всей полноте, и теория должна быть подкреплена опытами. Воспитанники верхнего класса упражняются по желанию, в свободное от классов время производить магнитные и метеорологические наблюдения, ибо несколько таковых обсерваторий учреждены в разных местах Сибири и состоят в заведовании горного начальства.

Химия, как основа для глубокого изучения минералогии, металлургии и даже геогнозии преподается в возможной обширности и полноте теоретически и практически. Воспитанники, окончательно выпускаемые, должны иметь навык в производстве разложений, предпочтительно неорганических тел, и должны уметь употреблять паяльную трубку. <…>

Во время летних каникул воспитанники трех высших классов занимаются разными приспособленными к службе горной практическими упражнениями. Каждый воспитанник обязан вести журнал своим занятиям, и не позже 3 месяцев после сбора в институт таковые журналы с планами картами чертежами снятыми воспитанниками и удостоверенными подписями лиц, при практических занятиях руководствующих».

аудитория
© Форпост Северо-Запад

Первый выпуск инженеров, прошедших весь цикл обучения в рамках президентского пилотного проекта, состоится только через 3 года. Однако уже сегодня образовательные новации с опорой на наследие прошлого значительно увеличили и без того традиционно высокий спрос на молодых специалистов с дипломами Санкт-Петербургского горного университета. Соответственно растет и уровень абитуриентов.

В рамках приемной кампании 2025 года на 2293 места было подано 36 673 заявления. Средний бал ЕГЭ составил 322,3. Средний балл школьного аттестата (в рамках пилотного проекта Горный первым стал учитывать этот параметр при поступлении) – 93,72. Высокий уровень знаний на входе в высшее образование – залог успешной учебы. Будущие инженеры будут достойны своих предшественников из 19 века, лучшие из которых в дополнение к высокому званию российского горного инженера получали серебряный темляк на шпагу, как знак принадлежности к элите страны.

шпага
© Горный музей