В ЛЭТИ состоялось совместное заседание Федеральных учебно-методических объединений
Участники встречи ознакомились с новыми моделями образовательных программ в рамках пилотного проекта и обсудили широкий круг вопросов, связанных с реформой высшего образования.
9 декабря в СПбГЭТУ «ЛЭТИ» прошло совместное заседание Федеральных УМО по УГСН 11.00.00 «Электроника, радиотехника и системы связи», УГСН 12.00.00 «Фотоника, приборостроение оптические и биотехнические системы и технологии», УГСН 16.00.00 «Физико-технические науки и технологии», УГСН 27.00.00 «Управление в технических системах». Совещание было посвящено обсуждению вопросов, возникающих в процессе подготовки и реализации реформы высшего образования.
Заместитель директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России Татьяна Сергеевна Попова представила доклад, рассказывающий о промежуточных итогах и перспективах развития пилотного проекта по совершенствованию высшего образования. В докладе изложен опыт шести вузов – участников пилотного проекта: Балтийского федерального университета им. Иммануила Канта, МАИ, МИСИС, МПГУ, Санкт-Петербургского горного университета, ТГУ.
Заседание продолжило выступление первого проректора Томского государственного университета Виктора Валентиновича Демина, посвященное опыту выполнения пилотного проекта на базе ТГУ. Виктор Валентинович сообщил, что для реализации пилотной модели вузом сформированы образовательные стандарты, базирующиеся на следующих принципах: усиление практической подготовки, гибкость программ, ускоренный выход на рынок труда, единое ядро высшего образования, взаимодействие с работодателями на всех этапах программы.
«Мы увеличили объем трудоемкости практик на 11-42% и применяем новые форматы практической подготовки: создание студенческих конструкторских бюро, инкубаторов, фаблабов с привлечением специалистов-практиков. Для этого требуются новые педагогические позиции, такие как: куратор профессиональных проектов, руководитель учебной фирмы, тьютор-помощник в выборе траектории профессионализации».
– Первый проректор ТГУ Виктор Валентинович Демин
Виктор Валентинович рассказал, что большая часть программ ТГУ в рамках пилотной модели имеют вариативные модули и специализации. Гибкость образовательных программ также предполагает выбор обучающимся формы промежуточной и итоговой аттестации.
«В 2025 году 304 компании-работодателя приняли участие в реализации пилотного проекта в ТГУ, 1146 студентов прошли стажировки на базе предприятий», – поделился итогами проекта В.В. Демин.
Ответственный секретарь Координационного совета Минобрнауки России по области образования «Инженерное дело, технологии и технические науки» (Координационный совет) Павел Иванович Романов выступил с докладом, посвященным предложениям Координационного совета по развитию инженерного образования в России, представленным на заседании Координационного совета 12 марта 2025 года.
В частности, в предложениях подчеркивается необходимость развития системы федеральных учебно-методических объединений, которым отводится особая роль в реализации новой модели инженерного образования. «Необходимо разрабатывать федеральные государственные образовательные стандарты, определяться с квалификацией, со сроками обучения, ядром инженерной подготовки, все эти задачи относятся к компетенции общественно-государственной системы ФУМО», – отметил П.И. Романов.
Доклад, рассказывающий о реализации пилотного проекта на базе Московского авиационного института (Национально-исследовательского университета), представил заместитель председателя ФУМО по УГСН 25.00.00 «Аэронавигация и эксплуатация авиационной и ракетно-космической техники», проректор по учебной работе МАИ Дмитрий Александрович Козорез.
Среди ключевых апробируемых механизмов в МАИ – модульный подход к проектированию образовательных программ, использование сетевого формата с участием вузов-партнеров и предприятий в регионах. В рамках пилотного проекта формирование образовательных программ в МАИ осуществляется на основе анализа развития рынков, технологий и кадровых потребностей. В вузе внедрены индивидуализация образования и поэтапное уточнение образовательных траекторий.
«Модульная структура программ предусматривает формирование универсальных модулей «ядра» и унификацию образовательных программ для студентов 1-2 курсов, применение модуля перспективных технологий. Расширение практической составляющей программ осуществляется на основе реальных проектов ведущих предприятий. Роль предприятий в реализации программ повышена за счет практик, актуализации проектной деятельности, помощи наставников», – уточнил Д.А. Козорез.
Председатели Федеральных учебно-методических объединений Александр Васильевич Соломонов, Александр Александрович Шехонин, Сергей Борисович Макаров и Павел Иванович Романов представили доклады о результатах деятельности УМО в 2025 году.
Совместное заседание Федеральных УМО по УГСН 11.00.00 «Электроника, радиотехника и системы связи», УГСН 12.00.00 «Фотоника, приборостроение оптические и биотехнические системы и технологии», УГСН 16.00.00 «Физико-технические науки и технологии», УГСН 27.00.00 «Управление в технических системах» прошло продуктивно, участники обсудили наиболее острые вопросы и наметили пути их решения.
Информация предоставлена:
Управления корпоративных и внешних коммуникаций
СПбГЭТУ «ЛЭТИ»
Тел.: +7 (812) 346-46-41
Моб.: +7 (911) 226-46-59
