Итоги международной научно-практической конференции «Санкт-Петербург для образования и реформ»
Первый день международной научно-практической конференции «Санкт-Петербург для образования и реформ», инициированный в рамках празднования 15-летия петербургского кампуса НИУ ВШЭ, был посвящен перспективам развития российских университетов, пониманию полезности участия в международных рейтингах, и университету, как основному ресурсу современной глобальной экономики.
Свое решение приехать на открытие конференции, организаторами которой выступили три петербургских вуза, губернатор Георгий Полтавченко объяснил тем, что человеческий капитал, инновационная экономика, наука и образование занимают одно из центральных мест не только в проекте «Стратегия социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2030 года», но и в современной экономике, в целом. Образование и Санкт-Петербург связаны, по мнению губернатора, на генетическом уровне, когда одно из первых решений в рамках обеспечения города столичными функциями стало учреждение триады: Академии наук, лицея и университета. 11% научного потенциала реализуется в Северной столице, высокое качество подготовки в петербургских вузах, сильная экономическая школа, ведущая роль технических вузов – все это подтверждает статус Петербурга как университетского города.
Ярослав Кузьминов, ректор НИУ ВШЭ, парировал в своем сообщении это утверждение губернатора, посетовав на то, что потенциал Петербурга как университетского города не реализован в достаточной мере. «Много больше можно было сделать здесь, чем делается в реальности. Однако,- добавил ректор, — это проблема не одного Петербурга, то же самое можно сказать про Москву, Екатеринбург, Томск". Руководитель "Вышки" говорил о необходимости плотного взаимодействия университетов и города, рассказал о проекте «Университет открытый городу» собирающим каждую неделю порядка 200 слушателей, и о том, что такой же проект недавно появился и в Санкт-Петербурге. Следующим шагом должно стать уреждение студенческих кафе, студенческих центров на базе библиотек, вовлечение студенчества к развитию спорта в стране, медицинского и социального обслуживания граждан. «Университеты – это место, где растворяются национальные интересы, и актуализируются профессиональные и глобальные проекты. Университетам нечего делить, они должны друг друга обогащать», закончил свое выступление Кузьминов.
Инициатор форума и директор НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург Сергей Кадочников напомнил, что в Петербурге всего 7% населения — студенты, тогда как у университетских мировых центров цифры выше. Нужно создавать условия, при которых число учащихся, профессоров и исследователей вырастет, говорит Сергей Кадочников. «Заметные мы, или нет? Видит ли нас мир? Как сделать наши университеты интересными миру? Это центральная задача для властей, общества и академической корпорации. Ведь если в XX веке главной движущей силой были капитал и природные ресурсы, то сейчас его место заняли таланты, человеческий капитал», — убежден Кадочников.
Владимир Васильев, ректор НИУ ИТМО, рассказал об одном таком примере взаимного обогащения – совместном проекте Александринского театра, Театральной Академии и НИУ ИТМО. Целью объединения двух вузов и театра стала назревшая необходимость возвращения студенчества в театр. Само проведение совместной конференции на новой сцене Императорского Александринского театра, по мнению ректора, является символичным.
Ректор Европейского университета в СПб, Олег Хархордин, считает главным ресурсом роста университета в долгосрочной перспективе–изменение системы управления в вузах. Привлечение звезд, приглашение на работу преподавателей, достаточно квалифицированных, чтобы публиковаться в англоязычных рецензируемых журналах, может сработать на каком-то этапе, однако этот ресурс довольно быстро исчерпаем, и нужно искать возможности и вдохновение в другом месте. И этим местом, убежден профессор Хархордин, может быть мотивация и вовлеченность в управленческие процессы преподавателей. previos article about situs slot gacor
Конкурентоспособность российских университетов в международном пространстве является основным направлением и целью их существования. Современные университеты уже давно конкурируют не просто в границах одной страны, а в глобальном масштабе, соперничая друг с другом за исследователей, студентов, работодателей. Заместитель Министра образования и науки РФ Александр Повалков своей презентации о проекте «5-100» изложил аргументы внедрения и логику развития программы в будущем. «Это история о конкуренции, причем не просто между странами, университетами, но и о внутренней конкуренции в вузах». Из 15 участников, первоначально отобранных для участия в проекте, осталось 14, и этот круг, по заверению чиновника, будет сужаться.
Основой успеха и залогом достижения поставленных амбициозных целей ректор УРФУ Виктор Кокшаров считает сетевое взаимодействие, как на уровне отдельных вузов, или университетских коопераций, так и на уровне таких глобальных объединений как ШОС, например. О необходимости кооперации, совместного решения сложных задач и общих усилий в стремлении выйти на новый международный уровень конкуренции в первый день конференции говорили очень много. Образование – это пространство, в котором один вуз не воин, слишком высокие цели стоят перед отечественной высшей школой.
Второй день конференции был посвящен взаимному влиянию городов и университетов. В рамках пленарного заседания «Университеты и городская среда» выступили эксперты из России, США, Финляндии, Франции и Голландии.
В ходе дискуссии участники и гости конференции пытались понять, как взаимосвязаны между собой университетская и городская среды, как найти компромисс между развитием города и университета, как эффективнее провести процесс интеграции между образовательными учреждениями и городской средой.
Человеческий капитал является основным капиталом в современном мире, и формируется он в университетах. Однако, по словам ректора НИУ ВШЭ Ярослава Кузьминова, мы знаем о существовании слабых вузов, которые ничего другого, как «менеджера выставочного зала» сформировать не могут. И главная опасность заключается в том, самые сильные российские города – Санкт-Петербург и Москва – являются местом концентрации самого большого количества слабых университетов.
По мнению ректора, когда с развитием постиндустриальной экономики фабрики и заводы ушли за городские стены, университеты остались самыми крупными организациями в мегаполисах. Более того, в отличие от производственных предприятий, на которых люди работали годами, начиная на позиции ученика и через 40 лет,в статусе мастера, уходя на пенсию, через университет люди «протекают», то есть охват и влияние вуза выше, чем влияние заводов или фабрик. Университет выступает оценщиком того, что в городе происходит. Он обладает интеллектуальным капиталом, который не завит от инвесторов, а производится самими профессорами вуза, и за которым к нему обращаются общественники, журналисты. Университеты не просто участвуют в экономике или социальной жизни города, они формируют динамику города.
«В отличие от американских вузов, которые территориально отдаляются от города, или китайских вузов, которые огораживаются стеной, российские вузы встроены в города со всеми положительными и отрицательными моментами», — описал ситуацию ректор Кузьминов. Среди недостатков совместного проживания Ярослав Кузьминов назвал дополнительную нагрузку на транспортную систему города, а в числе преимуществ – спрос и формирование предложения на культурные сервисы, а также роль в развитии человеческого капитала.
Анатолий Котов, председатель Комитета по экономическому развитию и стратегическому планированию Правительства Санкт-Петербурга, рассказал о месте, которое отведено в проекте «Стратегия 2030» развитию в городе экономики знаний, а также подчеркнул высокое значение, которое город придает науке, образованию, инноватике. И пригласил неравнодушных людей, которых увидел в зале, к совместной реализации Стратегии. Научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исаак Фрумин говорил о том, что дает город университету, в том числе обеспечивает циркуляцию знаний, трансляцию нового образа жизни, инновационные прорывы, развитие городской среды. Профессор НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург, Леонид Лимонов, в своем докладе сосредоточился на агломерационных эффектах мегаполисов, и о вкладе университетов в развитие агломераций, с точки зрения повышения уровня человеческого капитала, создания креативного класса и т.д. Сергей Васильев, научный руководитель НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург, напомнил, что университеты не только поглощают ресурсы, но и сами являются источником таковых, поэтому неудивительно, что они задумываются о собственном пространстве. Завершила первую часть пленарного заседания директор корпоративных проектов НИУ ВШЭ Валерия Касамара, которая рассказала о серии новых проектов в рамках «Открытый город» и об эффектах, которые возникли в результате такого взаимодействия.
Вторую часть пленарного заседания открывал декан Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ -Александр Высоковский. Эксперт говорил о том, как приспособить кампус для городской среды и по каким правилам и стандартам должны развиваться университеты. Сейчас между университетской и городской средой существует конфликт, который необходимо разрешить, опираясь, в том числе, и на опыт иностранных коллег. «Кампус «американского типа» — идеальная «модель-мечта» современного университета», — говорит Высоковский. В кампусе, где студент способен сосредоточиться на учебе, там развитая инфраструктура, способствующаяэффективной образовательной и научной деятельности. В отношении Вышки, то исследователь отметил, что «наш университет имеет распределенный вид кампуса, что означает нахождение учебных корпусов в исторической части города. При таком способе формирования университетского пространства закономерна интеграция города и университетской среды, в которой так нуждается современная образовательная сфера. «Должна создаваться новая сеть пешеходных и транспортных конструкций, делающая жизнь студента более приспособленной к условиям большого города». В конце своего выступления, Александр Высоковский отметил, что Вышка находится на пути «умного развития», то есть эффективное развитие университетапроисходит при сравнительно небольших финансовых затратах.
Четкие ориентиры на то, как должна протекать интеграция городской и университетской жизни с точки зрения архитектурных планов и инфраструктурного развития, показаладиректор Центра градостроительных компетенций РАНХиГС при Президенте РФ, Ирина Ирбитская. Главная цель такой интеграции, по мнению архитектора, — создание мета-архитектуры – зданий, которые стремятся стать городом. «Мета-архитектура – это метафора города, — отмечает Ирбитская,– мы должны четко осознавать, что город и университет – это ресурсообменная система». Цели мета-архитектуры – сделать эту систему более крепкой, развитой, которая будет способствовать сращиванию университетской и образовательной сред.
Важность развития кампусов в городах России подчеркнул и Маркус Аппенцеллер, голландский архитектор, преподаватель в Институте Берлаге в Роттердаме. Перечисляя множество образовательных и социальных достоинств кампусов, Аппенцеллер затронул также экономические и маркетинговые аспекты их развития. Кампусы – это брэндинговый инструмент, позволяющий привлекать внимание не только к себе, но и к городу, где он расположен, вследствие чегонеобходимоширокомасштабноеинвестирование и в университетскую среду и в городскую.
Руоппила Сампо, директор по научным исследованиям университета Турку, рассказал о финансировании государством и местными властями исследований города, изучения перспектив его развития, особенностей и закономерностей протекания различных процессов.
Главной идеей развития кампусов профессор университета Тампере Цай Южуо считает концепцию Triple Helix, то есть тройную спираль взаимодействия государства и университетов, а также индустриализацию. Государство, по мнению профессора, должно стимулировать развитие университетской среды, которая станет кузницей не только научных кадров, но и будет помогать удерживать и улучшать экономику страны в целом.
Двигателем экономического развития определил университеты и Марк Джонсон, профессор университета Висконсин-Мэдисон. В своемвыступлениион обратил внимание на образовательной и исследовательской функциях университетов. Инновации должны внедряться в образование, делая систему более гибкой, расширенной и многофункциональной.
Справка:
Организаторами конференции являются три ведущих вуза Санкт-Петербурга: Высшая школа экономики, Европейский университет в Санкт-Петербурге, Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики.
Подготовили материал: Виктория Чеснокова, Татьяна Чернова, фотографии Ксении Бурко и Елизаветы Семеновой