В Крыловском научном центре состоялось заседание судостроителей

В четверг, 10 июля в Крыловском государственном научном центре состоялось выездное заседание Ассоциации судостроителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В мероприятии принял участие вице-губернатор Санкт-Петербурга Александр Говорунов. В рамках совещания с докладом на тему «Текущее состояние и стратегия развития СПбГМТУ» выступил и.о.ректора университета Евгений Апполонов.

Говоря о судостроении и перспективах развития Санкт-Петербургского государственного морского технического университета, Апполонов подчеркнул, что нишей судостроительной промышленности является наукоемкая продукция. При этом, успешное, инновационное развитие судостроительной промышленности немыслимо без целенаправленной поддержки кораблестроительного образования.

СПБГМТУ является единственным в России вузом, готовящим кораблестроителей по всему спектру специальностей и научных направлений в обеспечение проектирования и постройки судов и кораблей всех классов, разработки и создания корабельного вооружения, судовых энергоустановок, средств судовой автоматики, технических средств освоения Мирового океана и Арктического шельфа, экологической безопасности промышленных зон и акваторий, организации и экономики судостроительного производства. При всем этом, университет, по словам Апполонова, уже около 25 лет существует в режиме выживания.

Проблемы университета связаны как с субъективными причинами, (ослабление связей с промышленностью), так и с целым рядом  объективных факторов. Среди последних — отставание средней зарплаты профессорско-преподавательского состава от уровня зарплаты на судостроительных предприятиях, катастрофический средний возраст преподавательского состава, низкая достоверность кадрового прогноза,  плачевное состояние лабораторной базы, кафедрального оборудования и пр.

Все это создает опасность потери накопленных знаний, снижения научного потенциала, невозможность решения проблем и обеспечения потребностей судпрома за счет собственного потенциала университета. Возможности же преодоления негативной ситуации связаны, прежде всего, с интеграцией морского технического университета с судостроительной промышленностью.

Новый ректорат вуза с декабря 2013 года предложил программу модернизации. За семь месяцев работы удалось добиться немалых результатов. Действия осуществлялись в рамках стратегического партнерства с Крыловским центром. Было проведено совещание с руководителями судостроительной промышленности по обновлению и развитию университета, состоялись совещания и переговоры с предприятиями по поводу создания базовых кафедр. Запущен процесс создания базовых кафедр на предприятиях города. Началась разработка единой финансовой модели университета. Активизирована работа университета в части участия в федеральных целевых программах Минпромторга РФ и за это время запущено свыше 30 новых научно-конструкторских работ. Проведено совещание учебно-методического объединения, констатировавшее, что университет является системообразующим вузом. В апреле прошло совещание руководителей органов государственной власти, посвященное проблеме обеспечения судостроительных предприятий России, а также ВМФ современными квалифицированными инженерными кадрами на примере СПбГМТУ. Организована работа по выполнению серьезных поручений, сделанных по итогам этого совещания.

Евгений Апполонов подчеркнул, что базисом для развития университета является уникальный набор кораблестроительных технологий. В университете сосредоточены все компетенции в области кораблестроения, судовой энергетики и морского приборостроения, а также экономики и права, что позволяет полностью решать самые серьезные задачи. Главным вектором развития университета является укрепление связей вуза с судостроительной промышленностью. previos article about situs slot gacor

Говоря о судостроительной промышленности, Апполонов вкратце коснулся ее характеристик. Судпром сегодня представляет собой эффективно развивающуюся, мощную, технологичную и хорошо оплачиваемую отрасль промышленности.

Силами ОАО «ОСК», Крыловского ГНЦ и СПбГМТУ разработана методика прогноза потребности в судостроительных кадрах для отрасли Оценка, которая выполнена на настоящий момент по судостроительной отрасли, говорит о том, что текущая ежегодная потребность молодых работников всех уровней образования в судостроении составляет около 6 тысяч человек.

Евгений Апполонов коснулся процесса создания базовых кафедр на предприятиях города. Кафедры предполагается создать по всем направлениям, в том числе:

  • Прочности и конструкции корабля;
  • Физических полей объектов морской техники и океана;
  • Судовой акустики;
  • Гидродинамики, мореходности и ледовых качеств судов;
  • Корабельной энергетики;
  • Проектирования и постройки морских сооружений для ледовых условий; Проектирования и постройки ПЛ и ПА;
  • Мехатроники и робототехники;
  • Технологии судового машиностроения;
  • Судоремонта;
  • Кораблестроения;
  • Проектирования и постройки надводного корабля;
  • Корабельного вооружения и морской робототехники;
  • Конструирования и технологии морской электронной аппаратуры; Проектирования, производства и испытания корабельного вооружения и подводной робототехники.

Задачи базовых кафедр – повышение качества образовательного процесса и целевое закрепление выпускников, использование материально-технической базы предприятий, адаптация студентов к условиям работы предприятия; подключение преподавательского состава и студентов к НИОКР в интересах предприятия.

В вузе, по словам Апполонова,  предпринимаются шаги по развитию научной работы. Руководство университета рассчитывает на расширение участия профессорско-преподавательского состава университета, аспирантов, студентов в перспективных работах по заказу Минпромторга РФ и Минобрнауки РФ, ОАО «ОСК» и конкретных предприятий судостроительной промышленности. Без научной работы невозможно успешное развитие и совершенствование кораблестроительного образования – отметил и.о.ректора СПбГМТУ, подчеркнув, что с начала 2014 года Университет заключил целый ряд договоров на общую сумму 596,7 млн.рублей, что по вузовским меркам является достаточно серьезной суммой, сопоставимой с аналогичными показателями других технических вузов.

Поскольку, как ранее признавалось на заседании учебно-методического объединения, «Корабелка» совместно с другими вузами, входящими у состав УМО,  способна обеспечить дальнейшее развитие кораблестроительного образования в стране, и.о.ректора  СПбГМТУ вышел с инициативой учреждения ассоциации судостроительных вузов России под эгидой морского технического университета.

Отдельное внимание Евгений Апполонов уделил вопросу развития имущественного комплекса вуза. Сегодня университет обладает большим количеством разбросанных по городу площадок, в том числе, шестью крупными участками общей площадью 19,7 га. Все это достаточно сложно обслуживать, тем более, что шлейф проблем, связанных с недофинансированием развития университета, тянется уже давно.  

Пути решения проблем руководству СПбГМТУ видятся в создании кампуса. В концепции предусматривается сохранение базовой локализации кампуса на территории комплекса Ленинский проспект 101., при модернизации ряда элементов и строительстве новых зданий. Это позволит сохранить и улучшить логистику учебного и научного процесса, уменьшить затраты на новое строительство. Требует существенной модернизации и научно-лабораторная и учебная база. Объем необходимых инвестиций, по словам Апполонова, составляет около 600 млн.рублей. При этом руководство СПбГМТУ надеется, что посредством связи с предприятиями появится возможность снизить затраты на реализацию этого проекта.

Университет, далее подчеркнул Евгений Апполонов, находится в системе судостроительной промышленности, обладающей передовыми научными центрами. В перспективе надо говорить о некотором объединении научных организаций  судпрома с университетом. Первым шагом на этом пути является формирование концепции научно-образовательного центра.

В присутствии вице-губернатора Санкт-Петербурга Александра Говорунова были отмечены положительные стороны взаимодействия университета с правительством Санкт-Петербурга. Модернизация имущественного комплекса даст дополнительные рабочие места городу. Кроме того, университет планирует участвовать в разработке и проведении экспертизы морских проектов, которые осуществляются в интересах Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Концепция перспективного развития СПбГМТУ, отметил Евгений Апполонов,  нашла отражение в решениях совещания руководителей органов государственной власти РФ и поддержана Президентом РФ.

В конце июня состоялось заседание Совета при Президенте РФ на тему «Совершенствование профессиональной подготовки технических и инженерных кадров» — сообщил и.о.ректора «Корабелки». Президентский совет наметил необходимость реализации ряда мер, ранее предлагаемых университетом, в том числе:

  • определение соотношения по объемам подготовки инженеров-исследователей;
  • точная оценка объемов подготовки специалистов в новых отраслях промышленности;
  • предоставление субсидий предприятиям на организацию практической подготовки студентов вузов на своих площадках;
  • участие работодателей в определении требований к уровню и качеству подготовки инженерных кадров;
  • изменение требований федеральных государственных образовательных стандартов на основе требований профессиональных стандартов и работодателей;
  • ориентировочная подготовка специалистов для конкретных предприятий;
  • софинансирование предприятиями подготовки инженерных кадров для конкретного производства;
  • совместное выполнение преподавателями, инженерами-практиками и студентами НИОКР, которые заказывают промышленные предприятия;
  • развитие практики ведения преподавательской деятельности в вузах действующими работниками предприятий;
  • ответственность работодателей за практическую подготовку и дальнейшее трудоустройство заказанных ими инженеров;
  • средства на дополнительное профессиональное образование должны в обязательном порядке находится в структуре затрат у работодателей;
  • включение обязательств предприятий о повышении квалификации или переподготовке работников при выделении предприятиям субсидий на модернизацию производства, реализацию ими стратегий развития предприятий.

В завершении своего выступления Евгений Апполонов обратился к Ассоциации судостроителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области  с предложением рассмотреть вопрос создания наблюдательного совета при СПбГМТУ. Предложен состав из 12 руководителей предприятий, с участием руководства ОАО «ОСК». В состав совета предлагается включить следующих лиц:

Александров В.Л. – Профессор СПбГМТУ, президент Ассоциации судостроителей СПб и ЛО;

Алешкин А.Н. – Генеральный директор ОАО «Центр технологии судостроения и судоремонта»;

Бузаков А.С. – Генеральный директор ОАО «Адмиралтейские верфи»;

Вильнит И.В. – Генеральный директор ОАО « ЦКБ МТ «Рубин»;

Дорофеев В.Ю. – Генеральный директор ОАО « СПМБМ «Малахит»;

Дутов А.В. – Генеральный директор ФГУП  Крыловский государственный научный центр»;

Кадилов А.В. – Генеральный директор ОАО «Балтийский завод – Судостроение»;

Пешехонов В.Г. – Генеральный директор ОАО «Электроприбор», академик РАН;

Рахманов А.Л. – Президент ОАО «Объединенная судостроительная корпорация»;

Спиридопуло В.И. – Генеральный директор ОАО «Северное ПКБ»;

Шатохин А.В. – Генеральный директор ОАО Концерн «Океанприбор»;

Шляхтенко А.В. – Генеральный директор ОАО «ЦМКБ «Алмаз».

Задачами  наблюдательного совета станут оценка эффективности работы ректората вуза, подготовка рекомендаций по стратегии развития университета, координация связи университета с судпромом, поддержка эффективных проектов и инициатив. Евгений Апполонов также обратился к вице-губернатору Александру Говорунову с просьбой кооптировать в состав совета представителя Администрации города.  

Также на заседании Ассоциации судостроителей обсуждались проблемы и перспективы развития судостроения в России. Доклад по этому вопросу сделал генеральный директор ФГУП «Крыловский государственный научный центр» Андрей Дутов.

Еще одним вопросом, рассмотренным в рамках заседания Ассоциации, стало предстоящее празднование в Санкт-Петербурге дня судостроителя, которое состоится 30 октября.

Отметим, что во вчерашнем заседании приняли участие руководители практически всех крупных судостроительных предприятий города и области, представители Морского совета при правительстве Санкт-Петербурга.

 

Информация предоставлена пресс-службой СПбГМТУ.