Исследование ученых ЛЭТИ поможет распознавать списывания на онлайн-экзаменах

Собранная база данных в перспективе позволит обучать нейросети, которые повысят точность контроля проведения дистанционных форматов проверки знаний.

Стремительное распространение коронавируса SARS-CoV-2, принявшее с начала 2020 года глобальный характер, оказало серьезное воздействие практически на все сферы жизни общества во многих странах мира. 

В частности, из-за потребности снизить количество контактов между потенциальными переносчиками инфекции на удаленный формат работы перешли образовательные организации: вузы, техникумы и школы. В связи с чем возникла задача организации проверки знаний в онлайн-формате. Дистанционное обучение и сегодня остается актуальным форматом для образования, а значит потребуется разработка эффективных систем, которые помогут выявлять случаи нарушения при проведении экзаменов.

«Мы провели факторный анализ базы данных результатов студентов, которые сдавали вступительные экзамены в период пандемии COVID-19 в 2020 году. Для поступления они проходили онлайн-тестирование, и контроль за выполнением задания осуществлялся с помощью видеокамеры. Наша цель – определить какие статистические характеристики могут помочь в выявлении нарушений абитуриентов при сдаче экзаменов онлайн». – Доцент кафедры информационных систем СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Анастасия Николаевна Сафонова

Ученые определяли возможные зависимости между оценками, которые были получены на различных этапах проверок: ЕГЭ, вступительные экзамены и сессия. Так, статистический анализ показал, что успеваемость понизилась, а разброс вступительных оценок студентов и их оценок по итогам первой сессии увеличился в 2,7 раза в год пандемии коронавируса. Такой значительный разброс может свидетельствовать как о сложностях перехода на дистанционное обучение, нехватку времени, смену рабочего графика, так и несовершенство системы для проведения экзаменов в формате онлайн.

В исследовании привлекались обезличенные данные 550 абитуриентов, сдававших ЕГЭ по математике, и в дальнейшем обучающихся по этой дисциплине в одном из российских технических вузов. Среди характеристик для поиска корреляций у респондентов – уровень предыдущего образования, возраст, степень адаптации к жизни, знание русского языка (у иностранцев).

«Сбор данных, их статистический анализ и выявление корреляций является первой частью более глобального проекта. На следующем этапе мы планируем соотнести эту информацию с поведением респондентов, запечатленным на видеокамеру. В будущем полученная база данных может использоваться для обучения алгоритмов искусственного интеллекта, которые будут помогать организаторам онлайн-экзаменов выявлять случаи списывания и других нарушений», – Анастасия Сафонова

Ученые также планируют в будущем включить в работу над проектом психолога, который поможет трактовать особенности поведения респондентов на видеозаписях проведения экзаменов.

В исследовании приняли участие специалисты из СПбГЭТУ «ЛЭТИ» и Сибирского федерального университета.

 

Информация предоставлена:

СПбГЭТУ «ЛЭТИ»