«Cтаросты – это как арматура в цементе образования»: как готовят лидеров в Санкт-Петербургском горном университете

Десятки чатов в разных мессенджерах, поток вопросов 24\7 и большая ответственность — все это о старостах. Эти ребята хоть и не получают официальную зарплату, но работы у них не меньше, чем у иного госслужащего. А их «избиратели» всегда рядом, и обращаются не только в приемные часы, а круглосуточно.
Большинство опрошенных «Форпостом» студентов Санкт-Петербургского горного университета императрицы Екатерины II признались: именно к старосте они обращаются со своими проблемами в первую очередь – тот и выслушает, и поддержит, и не осудит. Особенно это важно для студентов первых курсов, многие из которых – приезжие. Для них все в новинку – учеба, правила университета, общежитие, жизнь в большом городе. Именно поэтому к адаптации новеньких в вузе относятся очень серьезно.
— Студент, поступивший в Санкт-Петербургский горный университет, не должен остаться один. Да, со стороны профессорско-преподавательского состава есть кураторы учебных групп. Но не менее важна роль старост, которые рассматриваются нами как лидеры административно-общественной деятельности. Ему можно сказать то, чего не скажешь куратору, ведь он «свой». Прекрасно помню моего собственного старосту в годы моей учебы в ЛЭТИ имени Ульянова-Ленина. Это был человек уже опытный, прошедший службу в рядах Советской Армии, он сумел сплотить всю нашу группу, именно к нему мы обращались по всем вопросам. До сих пор мы поддерживаем отношения, а прошло уже 25 лет, — вспоминает Марат Рудаков, первый проректор.
— В нашем вузе каждый день проходит огромное количество мероприятий, работает десятки кружков и секций. И не всегда студенты могут знать, куда и зачем пойти. В свою очередь преподаватели хотят получать обратную связь от учащихся. Староста является таким аккумулятором, который в каждую из сторон не просто передаёт информацию, где-то содействует, где-то советует — соглашается Анастасия Иноземцева, заместитель проректора по координации студенческих общественных объединений. — Я сама была старостой, сначала в бакалавриате, а затем и в магистратуре. Да, это была непростая работа в круглосуточном режиме, особенно в период ковида. Но в целом, это был суперопыт, и я всем желаю его пройти. Он стал для меня началом карьерного роста.
Чтобы помогать другим, нужно и самому быть «в теме». К подготовке старост в Горном подходят комплексно. В 2023 году была создана Школа старост, где молодые люди подробно изучают, как устроен вуз и какие в нем действуют правила. В этом году ее выпускниками стали 83 юноши и девушки.
— Конечно, старосты у нас были всегда, но выполняли они в основном административные задачи – отметить отсутствующих, уведомить об изменениях в расписании, передать информацию от преподавателя. И вот мы пришли к выводу, что нужна централизованная поддержка для этих важных людей. Так появились Совет старост, Единый центр управления и Школа, — поясняет Анастасия.
Программа, рассчитанная на два дня, начинается с теоретического курса в сентябре и продолжается в течение всего первого семестра. «Новобранцев» рассказывают об их правах и обязанностях, знакомят с традициями университета, его структурой и принципами студенческого самоуправления, учат работе с документооборотом и электронным журналом. Также предусмотрены кейсы на развитие коммуникативных и управленческих навыков, укрепления команды, азы конфликтологии, тренинги на развитие лидерских качеств.
— За эти два дня я первую очередь, я познакомился со своими коллегами. У нас схожие предметы, общие практики, одни и те же преподаватели. Было очень полезно с ними со всеми вживую подружиться, обменяться контактами. Так у нас образовалась отдельная группа старост нашего укрупненного направления. Теперь мы активно обмениваемся информацией, лайфхаками какими-то. Ведь в другой группе может быть организовано как-то по-другому, и ты можешь воспользоваться полезным опытом, — рассуждает Никита Митряев, староста группы ГП-25-6, направление «Геология разведки нефти и газа».
— Мне очень понравилось, что нам дали возможность поговорить с первыми лицами университета, в том числе лично, задать интересующие вопросы. Такое отношение очень ценно. Это мне очень помогло в той работе осознание своей миссии перед студентами университета, — дополняет Арсений Щелкин, группа РЭ-25-2, направление «Промышленная электроника».
По окончании «интенсива» юноши и девушки проходят итоговую аттестацию на Совете по педагогическим компетенциям, где руководство вуза делает однозначный вывод: способен ли этот человек выполнять роль лидера студенческой группы или нет.
— Очень приятно, что в этом году по результатам Школы старост практически не было негативных оценок и отзывов со стороны кураторов и студентов. И если в прошлом году мы нескольких освободили от этой обязанности, так как они не справлялись, то в этот раз мы убедились, что выбор был сделан верно. Они наши помощники с точки зрения освоения учебных дисциплин, и во внеурочной деятельности, — говорит Марат Рудаков.
А что думают о своей работе сами старосты и как вообще они попали на эту должность? Никита Митряев еще до встречи с однокурсниками до начала учебного года помогал организовывать встречи с кураторами и наставниками, собирал контакты, проводил опросы, и просто знакомился. Так что когда встал вопрос о выборе «главного», мнения сошлись.
— Я просто родом из Сибири, а еще чуть старше остальных – такой классический сибиряк, надежный и добродушный. Так что когда 1 сентября мы встретились, многие при виде меня воскликнули – «О, наш староста пришел!», — смеется Никита. – Ну а если честно, я вспоминаю рассказы моих родственников о студенческих годах, с каких теплом они вспоминают своих старост. Это была значимая, авторитетная личность! Я бы очень хотел быть таким воспоминанием.
Случайных и равнодушных людей среди этих ребят действительно нет. Большинство юношей и девушек еще со школы привыкли брать ответственность за других, помогать во всем. Вот и Милана Горошкова (группа АП-25-1, направление – «Автоматизация технологии процессов и производств») была старостой еще в школе и всегда активно участвовала в жизни класса и школы — организовывала мероприятия, поездки, любила быть в центре событий.
И когда встал вопрос о выдвижении своей кандидатуры уже в вузе, сразу же подняла руку.
— На первых порах меня засыпали такими вопросами как «где деканат», «куда идти», «где находится этот кабинет», «А что дальше надо делать». В начале учебы все кажется страшным, непривычным. Да что говорить, до сих пор бывают какие-то глупые вопросы, я с пониманием к этому отношусь. Я всегда рада помочь ребятам, и вообще с удовольствием иду на учебу, всегда рада всех видеть. Староста сближает коллектив, делает его более дружным. От него зависит атмосфера внутри группы, — считает Милана.
Не то что поход в деканат, а простой разговор с преподавателем порой вызывает страх у первокурсника.
— Вряд ли вчерашних школьников можно назвать самостоятельными людьми. Ребята хоть и могут выглядеть взрослыми, у них порой бывают отношения к вещам достаточно детское. Многие даже боятся спросить, как и где пройдет экзамен. И вот тут староста придет на помощь: все узнает и всем передаст, — говорит Никита.
По старосте судят обо всей группе, говорят бывалые студенты. Когда он неравнодушный и, активный, то и отношение порой более доброжелательное, а это выгодно всем. А порой от него зависит даже успеваемость.
— Бывало такое, что именно староста может помочь договориться с преподавателем, чтобы провести дополнительную консультацию, может быть, какое-то домашнее задание дополнительно дать. И тем самым поправить оценку. Бывает, я договариваюсь о встрече или защите работы, если студент отсутствует, заболел, — рассказывает Митряев.
Его коллега Арсений Щелкин «возглавляет» одну из самых многочисленных групп (31 человек). Признается, что стал намного более мобильным, стрессоустойчивым и спокойным, научился находить общий язык с абсолютно разными людьми.
— Эта работа научила меня успешно и вовремя справляться с проблемами, ведь именно от себя зависит, как и группа будет с ним справляться. Я помогаю абсолютно всем и во всем, могу и материал непонятный объяснить, и поход в Эрмитаж организовать.
— Мы очень рассчитываем, что эти же старосты доведут ребят до окончания обучения, и добросовестно будут выполнять свои обязанности. В то же время мы не диктуем и не навязываем стиль работы, а предоставляет свободу действий. Но, согласитесь, свобода — это не возможность делать все, что хочешь. Есть корпоративные правила Горного университета, есть требования к подготовке специалиста. И старосты выполняют, на мой взгляд, роль арматуры в железобетоне, которая делает материал прочнее. Без этой направляющей бетон просто расплывется, — резюмирует Марат Рудаков.











