Портрет аспиранта Горного: преподаватель, наставник, ученый

аспирантура
© Форпост Северо-Запад

В Санкт-Петербургском горном университете продолжается реформа аспирантуры. Ее суть в подготовке не только ученых-исследователей, но прежде всего, резерва педагогического корпуса.

Нехватка преподавателей – проблема многих вузов. Новая концепция, принятая в старейшем техническом университете России – кадры, которые воспитывают кадры. В результате обучения молодые преподаватели не только смогут заниматься научной деятельностью, но и компетентно передавать свои знания новым поколениям ученых и инженеров. Чтобы должным образом подготовить будущих педагогов, в учебные программы добавили больше практических занятий и новые дисциплины. Например, аспиранты изучают педагогику, психологию, риторику, методологию научных исследований, законодательство в сфере прав на интеллектуальную собственность и многое другое. Общая продолжительность теоретических занятий на первом курсе – около тысячи зачётных часов.

Практический опыт работы со студентами – важная составляющая подготовки аспирантов.

— До этого количество преподавательских часов, чтобы прийти к защите, было гораздо меньше, а опыта ведения занятий мы получали явно недостаточно. Да, аспиранты помогали вести пары, но обязательных часов все равно было мало. Сейчас их количество увеличили, туда входит не только работа в аудитории, но и написание методичек, подготовка к занятиям и лабораторным, — говорит Степан Меньшиков, аспирант 3 курса кафедры транспорта и хранения нефти и газа.

аспирантура
© Форпост Северо-Запад

Начиная с этого года, важной частью работы аспирантов стало еще и педагогическое наставничество для студентов. Ведь кто как не вчерашние студенты понимают проблемы учащихся нынешних. Начиная с весеннего семестра этого учебного года, около 80 наиболее одаренных и показавших отличные результаты аспирантов закрепили в качестве помощников-кураторов учебных групп второго курса.

Молодым педагогам предстоит работать со студенческими коллективами, старостами, студенческими активистами, участвовать в решении проблем студентов. Основная их задача – помочь ребятам выпускающих кафедр сориентироваться в будущей профессии, повысить мотивацию к овладению дополнительными знаниями и профессиональными компетенциями. То есть какой-то степени они возьмут на себя и роль педагогических наставников по специальности.

— Это знакомство с кафедрой и ее историей, научными направлениями, которые она ведёт, профессорско-преподавательским составом, участие в проведении учебных практик после второго курса, которые уже тоже должны быть привязаны к специальности. Также в их задачи входит адаптация ребят, помощь по вопросам успеваемости. Особое внимание уделяется патриотическому и культурно-нравственному воспитанию. В конечном счете, именно наставник по специальности «ведет» нашего студента с третьего курса до момента выпуска, — поясняет Марат Рудаков, проректор по специальным программам Горного университета.

Степан Меньшиков, окончив бакалавриат и магистратуру по специальности «Строительство и эксплуатация нефтегазопровода, баз и хранилищ, остался на своей кафедре и второй год ведет у студентов занятия. Молодой человек вспоминает, что поначалу лишь хотел углубить свои знания, и защитить кандидатскую диссертацию, получить степень кандидата технических наук. Но, начав преподавать, что называется «втянулся».

— Мой возраст – мое преимущество. Я отлично понимаю чувства студентов, какие трудности у них могут возникать, что их вообще ждет, на что стоит обратить внимание. Потому что сам недавно был на их месте. И потому найти общий язык с ребятами мне достаточно легко. Самое сложное – завоевать внимание аудитории. Нас учили техникам общения с аудиторией, как сделать интересную презентацию, какие материалы использовать. Тут главное заинтересовать. А еще — показать перспективу, рассказать, кем они смогут потом работать, и как им это пригодится в будущем, — рассказывает Степан Меньшиков.

аспирантура
© Форпост Северо-Запад

Частью подготовки аспирантов является изучение способов решения конфликтных ситуаций, которые обязательно возникают в любом коллективе. Степан Меньшиков рассказывает, что поначалу очень волновался, как его примут ребята.

— У меня были определённые страхи, связанные с тем, как я буду общаться со студентами, будут ли меня уважать. В итоге у нас сложились уважительно-доверительные отношения. Да, порой бывает, что студенты проверяют на прочность, пытаются прощупать границы дозволенного, тут важно правильно «поставить» себя. Строгим преподавателем я себя не назову, но стараюсь твердо обозначить, что мы все-таки не одногруппники, что стоит думать об учебе, а не пытаться подружиться. К счастью, с большинством удается сохранить нужный баланс. Сложные ребята бывают – есть те, кто прогуливает, не хочет учиться. Я стараюсь поговорить, чтобы студент понимал, что его ждёт, если он не выполнит «программу минимум», чтобы получить допуск, — делится Степан.

Важной частью педагогической работы для Степана стали выезды на практику со студентами в качестве помощника руководителя. Летом прошлого года с ребятами первого курса он посещал компрессорную станцию «Портовая», РПК «Высоцк», нефтебазу «Ручьи и другие предприятия, где юноши и девушки своими глазами увидели, как функционирую гигантские производственные цепочки.

— Несмотря на то, что для учащихся первого курса практика только ознакомительная, и руками ничего трогать там было нельзя, ребята получили представление о том, кем они могут стать, где они могут работать. Скажем, на компрессорной станции «Портовая», с которой осуществлялась поставка газа по трубопроводу «Северный поток», мы видели компрессорный цех, в котором находится агрегат «Роллс-Ройс» стоимостью в несколько миллионов долларов. Это сложнейшее изделие, его увидеть даже на фотографиях в интернете достаточно сложно. А ребятам удалось практически потрогать его. Такие возможности не каждому предоставляются, — вспоминает аспирант.

Практиканты осматривают компрессорную станцию «Портовая» компании ПАО «Газпром»
© Практиканты осматривают компрессорную станцию «Портовая» компании ПАО «Газпром» \ фото предоставлено героем публикации

Сам юноша, помимо работы со студентами, пишет кандидатскую диссертацию, работу над которой он планирует закончить через год. Исследование посвящено оптимизации потоков газа при диспетчерском управлении газотранспортными системами. Тему Степан выбрал сам, исходя из ее актуальности — с каждым годом в России развивается инфраструктура газоснабжения. Общая протяженность газопроводов в нашей стране — более миллиона километров. Всей этой огромной системой необходимо управлять и развивать.

— Проводятся исследования по разработке комплексов компьютерного моделирования, которые позволят более эффективно осуществлять контроль над газотранспортными системами. Моя тематика заключается в разработке алгоритма по укрупненному гидравлическому моделированию системы газоснабжения России, — объясняет аспирант.

практика
© Стажировка в Центральной диспетчерской службе ООО «Газпром газораспределение Ленинградская область» \ фото предоставлено героем публикации

По мнению Степана, именно сейчас на нем и его коллегах лежит важная задача восполнения педагогических кадров, а модернизация учебной программы подготовки аспирантов добавляет уверенности начинающим педагогам.

— Если ты чувствуешь желание помогать другим, советовать, готов взять на себя роль наставника, обязательно надо пробовать преподавать. И даже если изначально нет четкого желания становится педагогом, как было у меня, это еще не означает, что нет для этого предрасположенности. Модернизация аспирантуры – шаг в правильном направлении, необходимо продолжать вести работу по обучению аспирантов педагогическому мастерству, компетенциям. И обязательно давать им работать со студентами, набираться «живого» опыта — считает молодой человек.

В Горном университете рассчитывают, что молодые ученые, которые только начинают преподавать, останутся в родном вузе.

— Сейчас, в рамках пилотного проекта, на аспирантов мы возлагаем особые надежды. Это резерв для последующего трудоустройства в нашем вузе, мы их рассматриваем, как потенциальных педагогов. Мы надеемся, уже в конце этого семестра получить первые результаты каким образом наши аспиранты проявляют себя не только в учебных занятиях, но и в качестве наставников, — говорит Марат Рудаков.

 

https://forpost-sz.ru/a/2025-02-19/portret-aspiranta-gornogo-prepodavatel-nastavnik-uchenyj

bandar slot

musik populer

Games Online Indonesia

Berita Bola Dunia

bandar slot

salonbalayageri

youngcatholicmums

Anime Verse

Informasi Tentang Kucing

alexaslot138

alexaslot138

slot kamboja

slot kamboja

slot 1000

apk slot